«Притяжение»: Секретные материалы
22 января 2017
26 января на киноэкраны выходит новый фильм Фёдора Бондарчука — «Притяжение». Наш корреспондент рассказывает о том, чего ждать зрителю. Внимание, некоторое количество спойлеров неизбежно!
Вот и закончился Год российского кино, самое время подвести его итоги. Нельзя не отметить, что нашего кино стало больше, оно стало разнообразней и дороже. Но вот стало ли оно лучше, или всё-таки мы снова и снова ходим по заколдованному кругу псевдоголливудских аттракционов и развалин советской киноиндустрии? Точку в этом вопросе должны были поставить предновогодние отечественные премьеры.
Во время просмотра одной из них мне как-то невзначай вспомнились слова нашего продюсера и режиссёра Алексея Петрухина: «Кино, как и спорт, здоровье нации… и ещё можно поспорить, что из них важнее…». Да, безусловно, кинематограф отражает процессы, происходящие в нашем обществе, показывает, насколько мы все «здоровы» и скоро ли полное излечение. И если в течение года не раз появлялась надежда на верный курс, то вот кинодекабрь заставил впасть в уныние: застрявшие во времени клоны некогда удачных отечественных проектов и исторический блокбастер, заваривший такой крутой раскол в среде зрителей и кинематографистов, какого на моей памяти ещё не было.
Смотреть на это всё довольно-таки грустно. Ещё грустнее ставить такую точку, подводя итоги Года российского кино. Предлагаю считать его неоконченным (он же не должен обязательно равняться календарному году!) и завершить год только после просмотра картины «Рай» Андрея Кончаловского и"Притяжения" Фёдора Бондарчука.
На мой взгляд, именно эти две картины должны стать теми «инъекциями», которые позволят: а) говорить о правильном векторе отечественного кинематографа; б) закончить Год российского кино на мажорной ноте.
Я хотел бы подробней остановиться на самом секретном проекте (как его уже успели окрестить!) нашего кино.
Бондарчук в очередной раз взялся за весьма амбициозный проект, да ещё в формате IMAX. Хотя стоит отметить, что сначала Фёдор Сергеевич выступал только в качестве продюсера фильма, а к мысли стать ещё и режиссёром «Притяжения» его подтолкнул Александр Андрющенко, продюсер кинокомпании «Водород». Как признаётся сам Бондарчук, его в буквальном смысле взяли на «слабо», и ему ничего не оставалось, как принять вызов. Уже очевидно, что фильм ожидает огромный резонанс, большие проекты нашего кино в последнее время без этого не обходятся. Так было с «Дуэлянтом», было с «Викингом», так будет с «Защитниками» и, конечно, с «Притяжением». Кроме того, у Бондарчука в нашей стране достаточно большие армии как сторонников, так и противников.
Проект интересен не только достаточно редким для России жанром, но и тем, что он рассказывает нам о дне сегодняшнем (пусть и с фантастическим элементом),
Но давайте обо всём по порядку. Проект начался с идеи, возникшей у продюсеров кинокомпании «Водород» Александра Андрющенко и Михаила Врубеля. Как ни странно, но толчком к возникновению идеи фильма послужили самые что ни на есть земные события, а именно беспорядки в Западном Бирюлёво в октябре 2013 г., возникшие на межэтнической почве и сопровождающиеся погромами и массовой агрессией против «лиц кавказской национальности». Из одного этого можно сделать вывод, что помимо фантастики и любовной лирики, фильм будет нести в себе и мощный социальный заряд.
Далее концепт будущего фильма был представлен продюсерам «ArtPicturesStudio» Фёдору Бондарчуку и Дмитрию Рудовскому. Бондарчук прочитал первый драфт сценария, который поразил режиссёра своей непредсказуемостью, отменной драматургией и… наглостью. Да, именно хорошей такой спортивной наглостью. И уже в конце 2013 г. была достигнута договорённость между кинокомпанией «Водород» и «ArtPicturesStudio» о начале работы над проектом.
В течении года сценарий подвергался неоднократной переработке и изменениям — над ним совершали магические пассы сценаристы Андрей Золотарёв и Олег Маловичко. Съёмки начались в октябре 2015 г. и продолжались по апрель 2016 г., а затем за работу взялись одни из лучших в нашей стране специалистов по GCI-графике из студии «MainRoadPost» Армана Яхина. Музыку к фильму написал Иван Бурляев, главную песню «Closer» исполнила Паулина Андреева.
Не обошлось и без приглашённых звёзд: саунд-дизайном картины занимался новозеландский специалист Дэйв Уайтхед («Хоббит», «Район № 9», «Робот по имени Чаппи» и многие другие). Бондарчуком была поставлена задача: звуковой мир пришельцев должен быть основан на свойствах воды. Дэйв загорелся этой идеей и стал записывать звуки воды всюду, где мог: в душевой кабине, в океане, куда опускал специальный рекордер. По его просьбе даже записали звук трескающегося льда озера Байкал. Из всего этого многообразия и был рождён звуковой мир пришельцев. Также на этапе подготовки были проведены многочисленные консультации с представителями Министерства обороны, МВД и МЧС, так что можно быть уверенными, что действия властей в фильме развиваются по абсолютно реалистичному сценарию.
А теперь немного о самой истории и артистах, проживших её. В центре сюжета — старшеклассница (Ирина Старшенбаум), которая не так давно потеряла мать и у которой проблемы во взаимоотношениях с отцом — армейским полковником Лебедевым (Олег Меньшиков). Она беззаветно любит свою собаку и «пацана с района» Артёма (Александр Петров). В один из вечеров парочка, как и большинство жителей Москвы, наблюдает за небывалым метеоритным дождём. В это же самое время за землянами с орбиты наблюдают пришельцы. В какой-то момент метеороид сбивает навигатор их корабля (как ещё можно объяснить тот факт, что летит он не к Нью-Йорку или Лос-Анджелесу, а в Чертаново?), и корабль начинает снижаться. Его пеленгуют радары, а затем российские истребители двумя точными попаданиями сбивают инопланетный корабль прямо над Москвой. Неконтролируемое падение межзвёздного агрегата сопровождается сносом стадиона детской футбольной школы «Чертаново» и панельных многоэтажек серии КОПЭ (тем самым пришельцы помогают выполнить план районной управы по сносу ветхого и аварийного жилья).
Министерство обороны России сразу же мобилизует все силы, готовясь к отражению атак чужаков. Операцией руководит тот самый полковник Лебедев, который ездит на реальном армейском внедорожнике «Тигр». Кстати, в фильме много новейшей военной техники: истребители, вертолёты, бронетранспортёры, беспилотники. А кроме того — ракетный авианосец «Адмирал Кузнецов» собственной персоной.
Также пришельцам придётся защищаться от агрессии столичных жителей, которые воспринимают прилёт чужаков как вызов и решают устранить проблему собственными силами, не надеясь на помощь властей. «Это наша Земля!» — говорит новоявленный Торук Макто, которого исполняет Александр Петров. Он стремится защищать родной дом, нападать, уничтожать странных пришельцев, не задумываясь, чего они хотят. Да это и не важно, когда твоё собственное эго диктует, что нападение — лучшая защита. В этом киношные ребята из Чертаново похожи на хейтеров, которые, ещё не зная, о чём будет фильм, поливают его грязью, проклиная создателей отечественного кинематографа.
Но в конце этой истории к нам придёт осознание, что несмотря на нашу внешнюю непохожесть, мы все одинаковые в своём стремлении к миру, любви и взаимопониманию. А может, к тому времени пришельцы скинут свои причудливые скафандры, и мы посмотрим, словно в отражение, на точно таких же людей со своими проблемами, стремлениями и желаниями?
В центре сюжета, помимо прилёта пришельцев, будет и любовная линия героев Александра Петрова и Ирины Старшенбаум. Причём она настолько яркая, что на первых этапах съёмок Бондарчук шутил, что снимает «маленькую картину про любовь».
Помимо названных актёров в фильме приняли участие Сергей Гармаш, Людмила Максакова и целая плеяда артистов «Гоголь-центра».
Следует отметить, что, судя по всему, кинематограф исчерпал сюжеты о злобных пришельцах-завоевателях. Совсем недавно мы наблюдали за симпатичными гептаподами в «Прибытии» Дени Вильнёва, а теперь вот и Бондарчук решил показать совсем не воинственных инопланетян. Не убивающих, а объясняющих.
Касательно темы фильма Бондарчук отмечает следующее: «Если заменить инопланетян словом „другие“, то вы увидите рассказ о сегодняшнем дне и о том, что мы смотрим каждый день по телевизору». Поэтому через весь сюжет «красной нитью» пройдёт тема взаимопонимания, терпимости, или более современным языком — толерантности. Ведь пришельцем можно назвать кого угодно.
Мы так нетерпимы к мнению, отличному от нашего собственного, что зачастую можем противопоставить ему только злобу и агрессию. Это подтвердит всякий, кто хоть раз высказывал своё мнение в социальных сетях. Пришельцы в «Притяжении» — всего лишь катализатор для нашего устоявшегося, едва балансирующего на краю пропасти мира. Они выполняют функцию скальпеля, обнажающего его нарывы. На нашей планете становится всё меньше места и всё больше людей. Если мы не научимся слышать, понимать друг друга, то нас ждёт печальная участь. Мы уничтожим сами себя, если не сможем быть открытыми всему остальному миру, учиться у него, а не учить.
Относиться к работам Бондарчука можно по-разному. Но нельзя не признать, что за любой проект он берётся, предполагая полную отдачу, выжимая максимум из самой истории, из людей, работающих с ним в команде, да и из себя самого тоже.
Я надеюсь, что фильм Фёдора Бондарчука притянет зрителя на российские проекты и станет примером качественного зрительского кино, которое вызовет интерес далеко за пределами нашей большой страны. После декабрьского «отторжения» это особенно актуально.