Кинорулетка: Библиотекарь

26 мая 2017

Сами придумали, сами играем — Синемафия находит повод и советует, какими фильмами на эту тему себя развлечь.

27 мая отмечается общероссийский день библиотек, он же день библиотекаря. Праздник был установлен только в 1995 году, а вот библиотеки были в кино с самого его появления — так что никак не можем пройти мимо.

Часть фильмов, которые могли бы попасть в эту подборку, уже были в других выпусках кинорулетки: к примеру, Александрийская библиотека в фильме «Агора» (самый первый выпуск рулетки — как давно это было!).

Правила нашей кинорулетки просты и незатейливы:

  • фильмы по возможности не должны повторяться,
  • должны быть не менее чем трехлетней давности (то есть раз на дворе 2017 год — то фильмы мы берем не моложе 2014 года рождения).

Поехали!


Выбор Максима Девяткина
Максим Девяткин

«Послезавтра» (The Day After Tomorrow, 2004)

Режиссёр: Роланд Эммерих

В ролях: Деннис Куэйд, Джейк Джилленхол, Эмми Россам, Иэн Холм

О чём: Фильм-катастрофа, в котором речь пойдёт о климатическом коллапсе Земли, на просторах которой происходят наводнения, извержения вулканов, ураганы, ледниковый период, глобальное потепление, скачки температуры — всё в одно и то же время.

Библиотекарь: В Нью-Йорке герои фильма укрываются от страшного холода в здании библиотеки, а чтобы не замёрзнуть — жгут в камине всё то, что считают нужным. Среди кучки выживших явно не было библиотекаря. Беспредел творят Джилленхол и Ко.

Почему: Фильм-катастрофа — явление весьма редкое, а для своего времени «Послезавтра» был неплохим проектом. Всякие там «2012» и «Разлом Сан-Андреас» были впереди.

Да, логика и здравый смысл у героев хромают, но зато там есть заснеженный Нью-Йорк и молодой Джейк Джилленхол.

Несмотря на нерушимость американского пафоса, фильм привлекает внимание к проблеме климата. А это важно, очень-очень.

«Гарри Поттер и философский камень» (Harry Potter and the Philosopher's Stone, 2001)

Режиссёр: Крис Коламбус

В ролях: Дэниэл Рэдклифф, Руперт Гринт, Эмма Уотсон, Робби Колтрейн, Ричард Харрис, Алан Рикман, Мэгги Смит

О чём: Гарри Поттеру исполняется одиннадцать лет. От великана Хагрида Гарри узнаёт, что он волшебник и отправляется в школу чародейства и волшебства. Вам и правда нужно напоминать «о чём»?

Библиотекарь: Самую знаменитую сцену с библиотекарем использовать уже нельзя — «Индиана Джонс и Крестовый поход» в кинорулетке уже был, причём упомянут мной же… но не беда! Первый фильм о Гарри Поттере вводит нас и главных героев в волшебный мир, придуманный Джоан Роулинг. Знания свои об этом мире герои черпают в том числе из библиотечных книг, а порой нарушают правила школы и проникают в «запретную секцию» библиотеки в ночное время. Как показали фильмы Поттерианы, книги у волшебников могут быть зубастыми, говорящими, проклятыми и вообще всякими, так что библиотекарям мира Роулинг нужно выдавать молоко за вредность.

Почему: Начнём с того, что это первый фильм Поттерианы. Гарри Поттер — явление масс-культа, современный идол миллионов и не увидеть хотя бы один фильм из восьми означает, что вы заперты в высокой башне, где тратите время за пряжей уже лет двадцать. Time to wake up, как говорил Винс Вон во втором сезоне «Настоящего детектива».

За постановку первых двух романов Роулинг отвечал Крис Коламбус, приложивший руку к бессмертному хиту детского жанра — фильму «Один дома». Вот и в Гарри Поттере он сделал то, что от него требовалось — создал детскую сказку, ввёл зрителя в мир волшебства, а потом герои повзрослели, сказка стала мрачнее и пришёл Альфонсо Куарон. Но это уже совсем другая история.


Выбор Алексея Куртышева
Алексей Куртышев

«Сокровище нации» (National Treasure, 2004)

Режиссёр: Джон Тёртелтауб

В ролях: Николас Кейдж, Диана Крюгер, Джастин Барта, Шон Бин, Джон Войт, Харви Кейтель, Кристофер Пламмер

О чём: Декларации независимости США скрывает тайну сокровища, охоту за которым начинают люди, желающие поживиться, и те, кто хочет сохранить историю, несмотря на то, что действуют они не совсем законно.

«Это круто. И срок крутой. Тебя за это посадят. Ты знаешь?«

Библиотекарь: библиотекари в библиотеках, а библиотеки — это не просто место для книг, но и место хранения исторических документов, как, например, Декларация независимости.

Почему: классический приключенческий фильм в самом приятном смысле этого слова. Команда из совсем несочетающихся людей, противостоит злодеям, что хотят только заработать на историческом наследии. Отличная игра Николаса Кейджа (ну он даже в «Оставленных» был хорош, серьезно, зовите его опять в хорошие фильмы), бесконечный поток юмора от Джастина Барта, фразы которого если и не расходятся на цитаты, то очень запоминаются («Служба, живущая на мои налоги, арестует меня!»), а Диана Крюгер одна вполне справляется со всеми мужчинами и не теряется на их фоне (как она вообще может затеряться?). Фильм того времени, когда вам ооочень запоминался саундтрек, потому что он задавал тон всей комнате сценам фильма.

«Сокровище нации: Книга Тайн» (National Treasure: Book of Secrets, 2007)

Режиссёр: Джон Тёртелтауб

В ролях: Николас Кейдж, Диана Крюгер, Джастин Барта, Джон Войт, Хелен Миррен, Эд Харрис, Харви Кейтель

О чём: Найти затерянный золотой город раньше злодея, а по пути очистить имя своего предка от обвинений в убийстве Линкольна, либо в обратном порядке — сложная задача, но Бену Гейтсу не привыкать, и он снова возвращается в мир загадок.

Библиотекарь: и снова тайны связаны с вещами, что хранятся в библиотеке.

Почему: вот сериал по мотивам чего я бы посмотрел! Если вы не делаете третью часть, то дайте хотя бы это. Близкий по духу пример — «Воздействие», только вместо помощи людям, спасение исторических ценностей из желающих наживы рук. Ведь задатки для этого совершенно точно есть, потому как вторая часть смотрится именно как вторая серия, только почему-то с запозданием на три года. Новая часть и вновь образчик хорошего приключенческого кино, которое хочется пересматривать снова и снова. И, даже зная сюжет, приятно следить за взаимодействиями главных героев, смеяться над шутками и умилятся Джастину Барту и его нелегкой истории с деньгами.

А после просмотра устроить киномарафон с Бренданом Фрэйзером и «Мумией», встать, взять свой костыль и старческим голосом посетовать на то, что сейчас так уже не снимают. Или это ностальгия?


Выбор Юлии Данилиной
Юлия Данилина

«Слон» (Elephant, 2003)

Режиссёр: Гас Ван Сент

В ролях: Алекс Фрост, Эрик Дойлен, Джон Робинсон

О чём: Мальчик в желтой футболке тихо плачет в пустом классе, так как ему очень тяжело сосуществовать с отцом-алкоголиком. Мальчик с фотоаппаратом фотографирует школу, одноклассников и все, что видит. Девочка в очках в очередной раз слышит за спиной обидное слово «Лохушка». Первая красавица школы встречается с лидером футбольной команды, чем вызывает зависть у трех других девочек, тоже считающих себя самыми красивыми. Просто еще один осенний день, до конца которого большинство из этих ребят не доживет.

Библиотекарь: Между уроками девочка в очках помогает в школьной библиотеке. Библиотекарь там тоже есть.

Почему: «Слон» Гаса Ван Сента в контексте Трилогии смерти (более известное название) или Трилогии физической и духовной изоляции (менее известное, но более точное название) — совершенно отдельная тема, так что здесь я остановлюсь на базовых причинах, по которым этот фильм обязательно нужно видеть. Хоть один раз в жизни. Внешне отстраненный, психологически тяжелый, у одних вызывающий восторг, а у других полное отторжение. Победа в Каннах (причем Ван Сент на данный момент остается последним, кому удалось получить и Золотую Пальмовую Ветвь, и премию за режиссуру) и начало моды на фильмы, исследующие подростковое насилие, конечно, тоже неплохая мотивация для просмотра, но не самая важная. Слон в комнате из известной поговорки, вынесенный в название — это равнодушие. Проявляется оно во всем, начиная от продажи оружия через интернет и выбора программ, демонстрируемых по телевизору, и заканчивая дежурными дискуссиями на тему «Как распознать гомосексуалиста». После выхода этого фильма появилось много других, также на тему реальных событий, но, как не странно, после очередной новости о стрельбе в школе, магазине, кинотеатре, или на парковке, вспоминается только «Слон». Вскрыть первопричину происходящего настолько лаконично и точно никому, кроме Ван Сента, так и не удалось.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Мумия» (The Mummу, 1999)

Режиссёр: Стивен Соммерс

В ролях: Брендан Фрейзер, Рэйчел Вайс, Джон Ханна, Арнольд Вослу, Кевин Дж. О’Коннор, Джонатан Хайд, Одед Фер, Патрсия Веласкес

О чём: обреченный на самую страшную из древнеегипетских казней жрец Имхотеп так и лежал бы погребенным в городе мертвых Хамунаптре, если бы в двадцатые годы прошлого века его могилу не потревожили. Кто? Как всегда, охотники за сокровищами; теперь у них нет вариантов, надо упокоить Имхотепа, иначе всей Земле не поздоровится.

Библиотекарь: Иви Карнахан, в руки которой попадает карта, ведущая к Хамунаптре, — библиотекарь, чем она гордится.

Почему: вышедшая в 1999 году «Мумия» оказалась самой, наверное, результативной попыткой сделать приключенческий фильм «как про Индиану Джонса, но не про Индиану Джонса». В наличии мужественный герой с отличным чувством юмора, очаровательная — а также сильная и независимая, — героиня, смешные персонажи второго плана, ужасающий злодей, напряжение и полная уверенность, что всё так или иначе будет хорошо. А также — самый главный компонент таких фильмов: легкая интонация, без которой приключенческое кино невозможно. Фильм, который не принимает сам себя всерьез, при этом держа качество всего, от съемок до трюков, на высоком уровне — вот таким должно быть кино легкого жанра.

Два продолжения и спин-офф про появившегося во второй части Царя скорпионов были очень разными по качеству, но вот первая «Мумия» — это любовь.

«Найти Алису» (Miranda, 2002)

Режиссёр: Марк Манден

В ролях: Джон Симм, Кристина Риччи, Джон Хёрт, Кайл МакЛоклен

О чём: скромный британец Фрэнк работает в определенной под снос городской библиотеке, выкладывает фигуры из арахиса, слушает Элвиса и никак не готов к тому, что однажды в двери войдет Она. Он еще не знает, как Её зовут, но на ней плащ, как на героине детективов тридцатых, она жует яблоки и вся такая нездешняя — в общем, идеал. Однажды Фрэнк наберется смелости пригласить Её на свидание, и вот тут-то жизнь его точно изменится. Потому что Миранда (которую далеко не все называют Мирандой) запуталась в каких-то темных делах, и после нескольких проведенных вместе недель исчезает — и Фрэнк твердо намерен её найти.

Библиотекарь: главный герой, Фрэнк — библиотекарь. Правда, он бы предпочел быть рок-звездой, астронавтом или хотя бы богом секса.

Почему: британский подход к кино про аферистов на доверии и простака, случайно в это вмешавшегося, оказывается кудо более милым, чем положено быть фильмам про «новых робин гудов» — за счет отличных театральных актеров. Тут и Тэмсин Григ в роли самой неприятной секретарши на ресепшне, которую вы можете представить (она только говорит «спасибо!», а вам уже хочется её убить); ныне покойный Джон Хёрт в роли ментора Миранды, который вроде ничего на экране не делает, а персонажа лепит одним движением брови.

Фантастический Джон Симм — еще молодой, еще не ставший ни Мастером, ни Сэмом Тайлером, но уже на экране не существующий, а живущий. Как он говорит с Мирандой, как пишет напро неё песню (с обязательной рифмой «Миранда-панда» и неожиданной «Миранда-Уганда»), как, наконец, бросается за ней, очертя голову. Последний романтик в мире наживы — роль достаточно неблагодарная, а Симм своего героя — честного, наивного, искреннего, — при этом наделяет такой дозой обаяния, что воспринимать его двумерно не получится, с каким скепсисом к нему ни относись.

Ну и в роли озабоченного миллиардера Кайл МакЛоклен дает такого Кристиана Грея, что даже непонятно, как после этого вспоминать Джейми Дорнана- с неловкостью разве что.

«Библиотекарь: В поисках копья судьбы» (The Librarian: Quest for the Spear, 2004)

Режиссёр: Питер Уинтер

В ролях: Ноа Уайл, Соня Уолгер, Келли Ху, Боб Ньюхарт, Кайл МакЛоклен, Олимпия Дукакис

О чём: у Флинна Карсена 22 диплома о высшем образовании в самых разных областях, а понять, чем он хочет заниматься, он до сих пор не может; он умеет только учиться. Но вот сходятся звезды: сначала его выгоняют из университета (с дипломом и наказом попробовать получить хоть какой-то жизненный опыт), а потом ему приходит письмо с приглашением на собеседование в библиотеку. Флинн получает работу — и вдруг оказывается, что наконец-то нашлось применение всем его накопленным знаниям. Просто Флинна взяли на работу не просто библиотекарем, а Библиотекарем — хранителем множества артефактов.

Библиотекарь: собственно, Флинн. Кто бы мог подумать, что работа библиотекаря связана с таким количеством путешествий и опасностей! После нападения на библиотеку Флинн пускается в погоню за злоумышленниками, похитившими Копье Судьбы.

Почему: милый маленький телефильм (опять же, в жанре «как бы нам сделать кино вроде как про Индинау Джонса») о спасении мира — опять же, воспринимающий себя с должной дозой юмора. Флинн Карсен полюбился зрителям и стал главным героем еще двух телевизионных фильмов, а на основе идеи о тайной секте «библиотекарей» — хранителей множества артефактов был сделан и сериал, идущий сейча с успехом на канале TNT. Библиотекарь там уже не один, а, помимо появляющегося иногда Флинна, целых пятеро.