Итоги 2015: фильмы, которые нас поразили

29 декабря 2015

Редакция и авторы Синемафии после долгих и продолжительных переговоров выбрали фильмы, которые понравились больше всего, и те, которые заставили страдать.

Мы долго — с начала декабря, в многотомной переписке! — обсуждали, какие же фильмы достойны места в итоговом «Топ-11» года, а какие, наоборот, оказались прямыми антиподами понравившегося кино. Мы спорили, шумели, даже немножко скандалили, голосовали, голсовали повторно, и в итоге рады вам представить:

  • лучшие 11 фильмов года с точки зрения нас всех;
  • худшие фильмы года (всего пять, но тут важно не количество, а качество);
  • фильм, из-за полярных мнений о котором Синемафия чуть не передралась;
  • итоговые топ-10 (и антитоп-5) каждого из авторов, участвовавших в голосовании.

Во всех списках фильмы указаны в случайном порядке.

Приступим, благословясь!


Лучшие 11 фильмов года

«Безумный Макс: Дорога ярости» (Mad Max: Fury Road)

Андрей СмирновНа планете Земля уже не осталось ни одного отраслевого издания, кинопремии и профессионального сообщества, которые бы не включили новый фильм по мотивам культовой франшизы конца 1970-х «Безумный Макс» в число лучшего, что подарил нам Голливуд в 2015 году. Австралийский режиссёр Джордж Миллер, придумавший «Безумного Макса» 35 лет назад, получил «Оскар», к сожалению, не за шедевр дизельпанка, а за анимацию «Делай ноги». Зато в свои 70 лет он сумел воскресить свой культовый цикл, открывший миру Мела Гибсона, и сотворил эту реинкарнацию идеально. В «Безумном Максе: Дорога ярости» прекрасно всё: от актёрских работ Тома Харди, Шарлиз Терон, Николаса Холта и других, до операторского совершенства и великолепного саундтрека. Недаром боевик собрал в мировом прокате боле 375 миллионов долларов, что позволило киностудии Warner Bros. объявить о продолжение возрождённой франшизы. «Дорога ярости» получила свою номинацию на «Золотой глобус», и нет сомнений, что лента окажется и в шорт-листах Американской киноакадемии.

Юлия БойцоваНа личной странице в социальной сети Facebook, я, не задумываясь, назвала «Безумного Макса» лучшим фильмом этого года. Возможно, потому, что в данной картине для меня очень органично слились прекрасный визуальный ряд и смысловая нагрузка. Мне тогда было очень грустно, что взрывы и погони обманчиво приводили людей к мысли, что смысла за этим всем — ноль. Но ведь есть же четкий посыл: разлагающееся общество гниющих людей, которые готовы убивать за воду и мечтают о здоровом потомстве — вот наше будущее, если пойдем тем же путем. Я, кстати, писала еще и о том, что за весь фильм Том Харди произносит дай бог фраз 20. И вот один прекрасный монолог (если можно так его назвать), который показывает, что иногда можно и кратко выразить правильное: Hope is a mistake. If you can't fix what's broken, you'll go insane (c)

Скажете, не так?

«Бёрдмэн» (Birdman or /The Unexpected Virtue of Ignorance/)

Ольга БеликМайкл Китон, сыгравший Бэтмена, проехался вместе с Иньярриту катком по всем супергеройским фильмам и желанию актеров сделать что-то значительное на Бродвее. Перед нами — не просто драма творческого человека, который застрял в лосинах, и они теперь ему диктуют, как быть, а он с этим борется ценою жизни (хотя тут спорный вопрос!). Да, «Бёрдмэн» — отличная история о том, как тяжело живется гению: тщеславие, одиночество, ненависть родных. Но главное — поразительный сплав «про что» и «как». Пример того, как равнозначны могут быть фантик и начинка. Эммануэль Любецки совершенно заслуженно взял «Оскара» за иллюзию «одного дубля». Мы уже знаем, что авторы прибегали к хитростям: выстраивали специальные павильоны с расширенными коридорами, применили пару-тройку склеек — и все для того, чтобы зритель получил полнейшее ощущение, будто он переходит от одного субъекта к другому без отрыва от производства. Перед нами — лабиринты разума героев, полное погружение в чужую голову. Вроде бы ничего особенного не показано — но ведь под дых, и не оторваться. Сидишь, смотришь, совершенно не понимаешь, что тут такого и чем тебя пробрало — но полностью, всеми потрохами в этом мире, все понимаешь, всем сопереживаешь и вместе с героем бежишь в трусах по Таймс-сквер!

Ксения РудичОдин кадр на весь фильм. Один вернувшийся к работе актер. Судьба героя тесно переплетается с судьбой самого Майкла Китона. Эдвард Нортон, каким вы его еще не видели. Я не знаю, что именно делает фильм шедевром, но могу посоветовать «Бёрдмэна» как ответ на этот вопрос. И как всегда, шедевр противоречив. Мы не думали, что слушать весь фильм барабанные палочки — это круто. Спасибо «Одержимости» за подготовку. Мы не думали, что Китон, рассекающий по Таймс-сквер в одних трусах — это круто. Мы не думали, что Зак Галифианакис — это круто. Это очень круто. Заслуженный триумф на «Оскаре» — тому подтверждение. Одно «но» — я бы отдала статуэтку Китону.

«Kingsman: Секретная служба» (Kingsman: The Secret Service)

Ксения РудичКак же я рада, что именно я пишу про этот замечательный фильм. Для меня он точно был лучшим фильмом весны. До выхода Mad Max. Почему? Все просто: это отличный микс из британского юмора, безупречных джентльменов, которые не так уж безупречны (Hail, Satan!), образцовых боев и перестрелок. А еще он лучший, потому что показал: Колин Ферт — лучший Джеймс Бонд, чем Джеймс Бонд. Добавить в микс отличную музыку, приправить киноцитатами (привет, «Сияние»), и оттенить это тонким черным юмором. А сцена бойни в церкви войдет в анналы, я вам говорю. Поэтому аплодисменты-аплодисменты Мэтью Вону, Колину, Тарончику и еще раз Hail, Satan!

Пётр ЗайцевПризнаюсь честно — я люблю всё, что делает Мэттью Вон. Как режиссёр он снял волшебную «Звёздную пыль», чумового «Пипца» и достойно отправил Людей Икс в «Первый класс». Но, пожалуй, именно в «Kingsman» талант Вона раскрылся наиболее ярко. Одновременно очень интеллигентная и совершенно безбашенная пародия на франшизы про супершпионов оказалась вполне самодостаточным произведением — а такое не часто случается с фильмами, переосмысливающими какой-либо жанр в комедийном ключе. Шикарный актерский состав, блестящие шутки, изобретательный экшн — и Мэттью Вон, который точно знает, в какой пропорции всё это нужно смешивать. Отдельное спасибо за Колина Фёрта — таким мы его никогда не видели и, скорее всего, больше не увидим, потому что такие роли приходят раз в жизни. Ну, и стоит заметить, что с «Kingsman» началось в этом году возвращение на экраны Марка Хэмилла. Актёр напомнил о себе, сыграв профессора Арнольда, затем на славу оторвался в образе Трикстера в сериале «Флэш» — и уже в конце года триумфально откинул капюшон сам Люк Скайуокер.

«Стрингер» (Nightcrawler)

Владислав ПастернакПредставьте себе мир, где не работают социальные лифты (ой, да мы в нем практически живём). Представьте себе человека, которому это надоело, у которого есть есть какая-никакая хитрость и нет ни страха, ни совести, ни жалости — только жажда бабла, абстрактного успеха, и поверхностные, но очень прочно усвоенные и принятые алгоритмы поведения. Теперь представьте себе, что подходящей политической партии для такого человека не нашлось, зато ему удалось отснять видео, которое оказалось востребовано криминальной хроникой на местном канале. Парень понимает, что именно в этой нише можно ковать железо, пока горячо. Вскоре у него будет целый штат людей, согласных пахать за копейки и подставлять уши для отборной мотивационной лапши, которую наш парень будет нещадно на них вешать. Продюсеры часто сетуют на то, что сценаристы не могут вычислить героя нашего времени. Герой «Стрингера» — это он. Он не герой, а дерьмо, причем, очень опасное и вредное. Но, видать, время такое.

Андрей СмирновКино как оно должно быть — это криминальная драма Дэна Гилроя «Стрингер» с нашим любимым и обожаемым Джейком Джилленхолом в главной роли. Снимать производственные драмы — задача, с одной стороны, простая, а с другой — довольно конъюнктурная. Голливудский сценарист Дэн Гилрой давно лелеял планы снять кино о такой разновидности «профессионального стервятничества», как работа фрилансера криминальных теленовостей. В итоге, идея Гилроя нашла своё гениальное воплощение в виде независимой драмы «Стрингер», в которой Джейк Джилленхол сыграл одержимого идеей собственного успеха Луи Блума, вставшего на путь стрингерства ценой потери собственной совести и жизни других людей. Не секрет, что актёр пошёл сам на серьёзные жертвы — для этой роли он похудел на 15 кг, чтобы изобразить реально измождённого человека, желающего во что бы то ни стало стать лучшим в своём деле. Ну, а Дэн Гилрой не просто написал отличный сценарий, но и напомнил всем, что настоящее кино, снятое по канонам старой киношколы, всё ещё живо и имеет право на существование. К сожалению, год назад фильму не удалось получить «Оскара», зато Джейк Джилленхол в очередной раз доказал, что является одним из лучших актёров своего поколения в современном Голливуде.

«Агенты А.Н.К.Л.» (The Man From U.N.C.L.E.)

Ольга ВолодинаКомедия о холодной войне — наверное, лучшее изображение холодной войны в этом году, да простят меня Стивен Спилберг с Томом Хэнксом. Не с точки зрения правдивости, конечно (вот Юля рассказывала о некоторых временных несостыковках) а с точки зрения того, что люди-то всегда одинаковые, и два хороших человека всегда могут договориться. Это очень важно, знаете ли. А так — это фильм с лучшими музыкальными эпизодами (признавайтесь, кто еще пьет утренний кофе под Пеппино Гальярди?), фантастическими костюмами, забавными героями, шутками, погонями, красивыми девушками, злодейскими злодеями — все то, собственно, чем должен быть фильм о Джеймсе Бонде. Фильм сыграл на джеймс-бондовском поле и, по крайней мере, не проиграл; да, судя по сборам — не выиграл, но и не проиграл. Говорят, теперь Гая Ричи зовут режиссировать новый фильм о приключениях агента 007. Вас это удивляет? Меня — совершенно нет. И хорошо бы слухи оказались правдой.

Юлия Бойцова«Агенты А.Н.К.Л.» были моим личным «гилти плежа», моей вишенкой на торте. Скажем так, для меня в этом фильме слились несколько очень важных составляющих — харизматичные главные герои, хорошая музыка, атмосферность и сюжет совершенно в стиле шпионских боевиков тех лет. Я могу бесконечно описывать, почему фильм удался, но, по-моему, достаточно просто посмотреть, как разошелся саундтрек к фильму по сети и сколько женщин хотят детей от Ильи Курякина.

«Битва за Севастополь» («Незламна»)

Ольга БеликЭпическое кино с масштабными съемками и прекрасными актерскими работами, снятое для людей и про людей (такое пока что — исключение в отечественном кинематографе). Как правильно писали критики — это антивоенное кино про войну. Про то, чем человек никогда не должен заниматься — и уж тем более женщина. Тем смешнее на фоне «Битвы» выглядит пафосный «Батальонъ» (про него позже), который дерзает выставить женщин на передовую под соусом лютого героизма и отваги. В «Битве» мы вообще не видим героев. Перед нами — перемолотая войной девушка, которая в 25 лет убила 309 немецких солдат и умудрилась не потерять себя как человека, и ей как раз надоело быть героиней, а ее все заставляют и заставляют кидаться на амбразуру.

Для Юлии Пересильд картина стала прорывом — она здесь бриллиант и богиня в обрамлении отличных мужчин-актеров. Отмечу сценарий, персонажей, диалоги и операторскую работу — могут же, когда хотят. Единственная претензия — к названию: собственно, битвы за Севастополь тут и нет. Но, согласитесь, это мелочи.

Владислав ПастернакГод выдался богатым на сильные женские характеры в кино — как в российском, так и в мировом. От, хм, неровного «Батальона» до идеального «Пробуждения силы». Вольный байопик о Людмиле Павличенко — эталонный пример грамотного подхода. Продуманный психологический портрет героини, блестяще простроенная арка характера, ретроспективная форма повествования (за основу взят, ни больше ни меньше, «Титаник») — и при крохотном бюджете в 5 миллионов долларов (на производство современных городских комедий типа «Мужчины с гарантией» уходит что-то около 2 млн) случилось кино, отдельные сцены в котором выполнены зрелищно на уровне «Перл-Харбора». Всё тут удалось — и сценарий, и актерские работы, и съёмка, и саундтрек, и звук, и монтаж.

«Головоломка» (Inside Out)

Ольга БеликМилый, трогательный, смешной и грустный мультфильм о том, что происходит в детской голове и как важны вроде бы мелкие глупости для нашей личности. О том, что все дело — в балансе, и радость без печали неполноценна (и наоборот). Прекрасная возможность для взрослых снова вспомнить себя маленьким и обрыдаться. И про поезд мыслей, и про завалы памяти, и про погибших выдуманных друзей — и даже про бразильского пилота можно задуматься! Претензии к тому, что «почему эмоций так мало» — на мой взгляд, из разряда «почему у джедаев меч светится». Дело тут не в количестве эмоций, а в том качестве истории, которую нам рассказали ярко и ненавязчиво. Персонажей, между прочим, уже косплеят на фестивалях — это ли не признак популярности!

Владислав ПастернакХорошая есть шутка про Pixar. «Что, если бы игрушки обладали эмоциями? — „История игрушек“. Что, если бы рыбы обладали эмоциями? — „В поисках Немо“. Что, если бы роботы обладали эмоциями? — „Валл-И“. И, наконец, что, если бы, эмоции обладали эмоциями?» Вот что сделали авторы «Головоломки» — отправили нас в путешествие по внутреннему миру, превратив эмоции в персонажей. Местами получилось грубовато (как всегда у Pixar, характеры живых людей сильно отстают по степени интересности от фантастических персонажей), но все равно дико интересно. И, что самое важное, трогательно.

«Духless 2»

Ксения Рудич На лекции Антона Долина, о которой я писала, был вскользь упомянут и этот фильм. Главный вопрос — какую реальность он отразил. На момент выхода в прокат он потерял 1,5−2 года от своей актуальности. Но будь этот фильм немного фильмом-пророчеством (как, например, сериал «Родина» с ее взрывом в европейской столице), скажем, о Павленском или каком-то другом герое этого года, то не получился бы таким успешным. Потому что это не в нашем менталитете — смотреть и гадать. Мы любим рефлексировать и оглядываться назад. Поэтому, даже пусть с некоторой задержкой, но «Духless 2» выстрелил. И гораздо успешнее, чем первая часть. Тут все жестче — и Макс, которому все или не все по барабану, и мотив, что никуда от себя не убежишь — ни из провинции в Москву, ни из Москвы на Бали. Данила Козловский и Милош Бикович составили отличный дуэт, Саша Бортич зажгла свою звезду в российском кино, старые актеры вернулись в новых амплуа. Московский мир перестал быть миром гламура из первого фильма и открыл нам свое истинное лицо — коррупции, нечестной политики, интриг и загубленных жизней. Конкуренция все больше, ставки все выше. Фильм в лучших за отличных авторов — свою руку к сценарию приложил, например, Михаил Идов. За то, что не побоялись зайти на запретную территорию. За то, что разбавили бесконечный поток российского «доброго кино».

Пётр ЗайцевВторой «Духless» — чуть ли не единственный отечественный фильм уходящего года, который без натяжек и преувеличений выглядит как настоящее голливудское кино. Во-первых, картинка — Москва в «Духless 2» разительно отличается от Москвы в любом другом российском фильме, а сцены на Бали вообще не похожи на то, как и что обычно у нас снимают. Во-вторых, сценарий — острый политический триллер и для Голливуда-то не самый популярный жанр, а в России и вовсе как бы не существующий. Михаил Идов и Андрей Рывкин, не имея за плечами груза работы на отечественную киноиндустрию, написали очень свежую и смелую историю (о том, как создавался «Духless 2», мы подробно говорили в интервью с Андреем Рывкиным). В-третьих, актёрские работы. Данила Козловский не просто единственная мега-звезда нашего кино, но и фантастически одаренный и талантливый актёр. Впрочем, не на одном Даниле держится кино. В «Духless 2» прекрасно играют все, но особенно хочется отметить полюбившегося девушкам красавца Милоша Биковича и сумасшедшую по энергетике Александру Бортич. И в-четвертых, конечно же, режиссура Романа Прыгунова. Роман очень тонко чувствует нашу современную реальность и снимает кино, ставя во главу угла эмоциональное восприятие, а не банальное изложение фактов. По сути, Прыгунов снимает глубоко авторское кино, но используя инструментарий мейнстрима — это тот подход, к которому сейчас активно прибегают голливудские студии. И результат налицо — кассовый успех «Духless 2» говорит сам за себя. Первый «Духless» получил народную премию «Жорж» как лучшая российская драма 2012 года. Посмотрим, будут ли зрители столь же активно голосовать за сиквел.

«Звёздные войны: Пробуждение Силы» (Star Wars: The Force Awakens)

Ксения Рудич О новых «Звёздных войнах» я написала в событиях года — целых два раза. Потому что ему можно дать звание не просто фильм года, а фильм поколения. Потому что, как и с предыдущими трилогиями, вокруг нового фильма соберется новое поколение фанатов, вернутся старые — те, кто как от огня бежал от трилогии приквелов. Джей Джей Абрамс сделал невозможное — вдохнул не просто новую жизнь в трилогию, а вернул нас в детство. Хоть моим первым фильмом саги стала «Скрытая угроза», но затем взапой были просмотрены 4−6 эпизоды. И я влюбилась. В первую очередь, конечно, в Хана Соло, но потом уже и во всю эту космическую оперу. Давным-давно в далекой Галактике стало тут и сейчас. Потому что, влюбленная в Харрисона Форда, я открыла для себя «Индиану Джонса». И это во многом определило выбор первой специальности.

Почему я начала говорить о себе? Да потому что «Звёздные войны» — они в каждом из нас. Вы сравниваете себя с персонажами, выбираете сторону Силы, растете, влюбляетесь, начинаете путешествовать, находите таких же сумасшедших фанатов-друзей. Если говорить конктретно про фильм, то там есть просто отличные новые актеры — мое предпочтение уходит Оскару Айзеку, но остальные-то тоже большие, даже огромные молодцы. Интересно только, как создатели объяснят британский акцент девочки с планеты Джакку, потому что остальное в обсуждениях не нуждается. Еще я бы никогда не подумала, что романтичный Донал Глисон может быть так агрессивен и впечатлителен в роли злого лидера. Ну, и уж тем более, что Адам Драйвер выдаст такого сломанного мальчика. Прямо жалко его было в некоторых моментах. Но особенным счастьем было возвращение Хана Соло! Семейку Скайуокер я не очень люблю, но увидеть Марка Хэмилла и Кэрри Фишер все равно было приятно. И на месте киноакадемиков я бы ввела номинацию «Лучший дроид» и отдала бы ее BB-8. Это же высший пилотаж! Даже круче R2-D2, хотя казалось бы, куда лучше. Поэтому, я не знаю, кем надо быть, чтобы кино не понравилось! Это отличное начало новой трилогии, и я прямо жалею, что Абрамс не будет снимать сам дальше. Но посмотрим, что будет дальше. Новая эра уже началась.

Пётр ЗайцевДжей Джей Абрамс совершил невозможное и вернул нас в 1977 год, подарив те же самые эмоции и впечатления, которые испытывали первые зрители «Новой надежды». У студии Disney было множество путей, по которым можно было бы возвращать на экраны легендарную сагу, но выбран был, пожалуй, единственно верный. Продюсер Кэтлин Кеннеди, режиссер Джей Джей Абрамс и сценарист Лоренс Кэздан рассказали старую историю на новый лад, сохранив самое главное — дух приключений семейной саги Скайуокеров. При этом, Абрамс не был бы Абрамсом, если бы не вложил в картину новые смыслы, актуальные для сегодняшнего дня. Совестливый штурмовик Финн кричит с экрана «Теперь я тут главный!» и выражает мысли не только нового поколения героев, но и самого режиссёра. Абрамс никогда не был в восторге от трилогии приквелов Лукаса, слабой стороной которой была плохо проработанная мотивация перехода Энакина на темную сторону. И вот теперь Джей Джей создал самого интересного злодея за всю историю «Звёздных войн». Кайло Рен — абсолютно живой и настоящий персонаж, психологически достоверный, вызывающий множество различных эмоций и блестяще сыгранный Адамом Драйвером. Таким неуверенным в себе и мечущимся между светлой и темной сторонами должен был быть Энакин в приквелах, но стал Кайло в новой трилогии.

Удивительно, что именно у нас в стране «Пробуждение Силы» получило много негативных отзывов (что, впрочем, никак не сказалось на рекордных кассовых сборах). Зрители, поливающие в сети грязью Абрамса и кричащие о том, что Кайло Рен — это провал, а Адам Драйвер совсем не подходит на эту роль, не просто ничего не поняли в персонаже и невнимательно смотрели фильм. Проблема здесь несколько глубже — многие увидели в Кайло Рене свое отражение, но не смогли этого принять. Нелепый неудачник, выросший в тени величия предков, прячущийся за пугающей маской и угрожающе размахивающий собранным на коленке световым мечом, не имеющий реальной власти, являющийся по сути марионеткой в чужих руках, самоутверждающийся путем агрессии и бессмысленного насилия… Никого не напоминает? В маске и с мечом — почти Дарт Вейдер. А без маски — простой лузер, понимающий, что Вейдеру он и в подмётки не годится. От новых «Звёздных войн» многие ждали очередного явного и бескомпромиссного злодея, а получили максимально человечного и трагического персонажа. Провал ли это? Безусловно, нет. Свидетельство гения Джей Джей Абрамса? На мой взгляд, да.

«Левша» (Southpaw)

Андрей СмирновТак получилось, что 2015 год прошёл под именем прекрасного Джейка Джилленхола. В российский прокат вышло несколько фильмов с его участием, среди которых одним из ярчайших стала спортивная драма «Левша» Антуана Фукуа. История взлёта и падения, а потом опять взлёта боксёра Билли Хоупа растрогала всех зрителей. Любопытная деталь, что хронологически Джейк Джилленхол снимался в «Левше» сразу же после окончания съёмок в независимой драме «Стрингер». И в рамках подготовки уже к роли боксёра ему пришлось экстренно навёрстывать упущенное и возвращать скинутые 15 кг плюс набирать дополнительные 7 кг чистой мышечной массы. Изнуряющие ежедневные тренировки по 5−6 часов в день в тренажёрном зале и экспресс-курс профессионального бокса превратили Джилленхола практически в профессионального спортсмена, в результате чего ему удалось создать неповторимый образ морально неустойчивого боксёра на экране. Что любопытно, и «Стрингер», и «Левша» показали и отличные результаты в плане своих бокс-офисов: обе ленты окупились в прокате.

Юлия БойцоваСпортивные драмы — жанр довольно опасный. С одной стороны, я всегда утверждаю, что именно это кино про настоящих супергероев, которые в финальном сопротивлении (а такое есть в каждой спортивной драме) находят силы в самых потаенных уголках души. С другой стороны, события всегда развиваются по похожей схеме — успех-кризис-дно-осознание-снова успех. Так уж вышло, что именно «Левша» окончательно переманил лично меня на сторону Джейка Джилленхола. Сильная, эмоциональная драма с хорошими актерскими работами. Такие картины не собирают миллионы в прокате, но с большой вероятностью приносят исполнителям главных ролей номинации на «Оскар». Надеюсь, что в этом году Джилленхола не обойдут стороной.

«Марсианин» (The Martian)

Ольга ВолодинаЕсть такое прекрасное определение — feel-good movie. Фильм, который поднимает настроение, заставляет улыбаться, верить в людей и всё такое прочее — то есть чувствовать себя хорошо. Кто же знал, что в этом году главный feel-good фильм снимет Ридли Скотт? А он вот взял и снял. Экранизировал книжку Энди Вейра, которая, скорее, руководство по выживанию, чем художественное произведение, да так, что нашлось место всему: от высокой трагедии до комедийных моментов. И сделал это так, что выходишь — и чувствуешь себя хорошо. Да, там крутые съемки, актеры молодцы (пусть и большинство сведено не к характерам, а к типажам — впрочем, у Вейра так же), но главное — это ощущение, с которым выходишь из кинотеатра. Что каждый имеет значение, и что мы, как цивилизация, не так уж и плохи.

Ольга БеликУ меня есть сложности с этой картиной — мне она нравится, но вот прямо лучшей я ее не считаю. Но: парень, который вырастил картошку на Марсе, заслуживает восхищения! Несгибаемый характер и чувство юмора Марка Уотни, бодрый сценарий, виды Марса и сцена спасения героя — вот то, ради чего все это можно пересматривать. «Марсианин» для меня стал фильмом года не столько из-за художественных эффектов (после «Интерстеллар» лично меня тут мало что удивило), сколько из-за посыла. Выживают те, кто владеет точными и полезными науками и умеет работать руками и головой одновременно. Это банальность, но наш мир настолько переполнен менеджерами всех мастей, что ему полезно об этом напомнить.

Но вы же понимаете, что в 11 пунктов списка все наши предпочтения влезть никак не могли, и в итоге у нас появился раздел «специальное упоминание».

Специальное упоминание: «Из Машины» (Ex Machina)

Владислав ПастернакАлекс Гарланд. Золотыми буквами сияет это имя в титрах «Пляжа», «28 дней спустя», «Пекла», «Не отпускай меня» и новой версии «Судьи Дредда». Наконец-то этот знаменитый писатель и сценарист отважился на режиссерский дебют — и сделал лучший, по справедливому мнению, независимый фильм года. В основу проекта положена гениальная мысль о том, что пол — неотъемлемое качество всех высокоразвитых существ, а значит, для успешного создания искусственного интеллекта необходимо наделить его полом. В результате успешно получилось создать не только искусственный интеллект, но и завлечь в картину звезд, которые воссияли особенно ярко именно в этом году: Алисия Викандер в «Девушке из Дании», а уже давно и хорошо известные Оскар Айзек и Донал Глисон — в «Звёздных войнах».

Специальное упоминание: «Стив Джобс» (Steve Jobs)

Ольга ВолодинаВ российских кинотеатрах фильм будет идти с 1 января — и мне очень хочется верить, что его посмотрят как можно больше зрителей. Причем не только с подходом «хочу узнать факты биографии Джобса», а просто потому, что это очень круто сделанное кино. Пьеса в трех актах; подготовка к трем важным презентациям (причем сами презентации нам не покажут), с интервалом в несколько лет. Стив Джобс и Apple Macintosh, Стив Джобс и NeXT Computer, Стив Джобс и iMac G3. В сорок минут действия перед каждой презентацией сценарист Аарон Соркин спрессовывает всю жизнь Джобса вокруг этой даты, а Дэнни Бойл и актерский ансамбль безупречно держат безумный соркиновский темп. Ладно держат темп — Фассбендер (дайте уже «Оскара», ироды) достаточно неприятного по сценарию Джобса ухитряется показать не просто человеком, а человеком не злонамеренным, просто другим. И вызывающим сочувствие — вот это уже высший пилотаж.

Специальное упоминание: «Реальные упыри» (What We Do In The Shadows)

Пётр ЗайцевСкажу просто: это самый смешной фильм, который мне довелось посмотреть в 2015 году. Независимая новозеландская пародия на все фильмы о вампирах сразу, снятая за копейки и почти не получившая широкого проката по миру — это лучшее, что случалось с вампирским кино за всю его историю. «Реальные упыри» сняты в псевдодокументальном стиле и рассказывают о жизни (если так можно сказать о вампирах) в одной отдельно взятой упырской семье. Количество удачных шуток на минуту экранного времени здесь зашкаливает, никому не известные актеры максимально достоверны в своих образах, да еще и российским зрителям на редкость повезло с дубляжом. Если вдруг не видели — не поленитесь посмотреть на новогодних праздниках. Полтора часа здорового смеха и заряд отличного настроения на вечер обеспечены. Тему вампиров в кинематографе эти ребята из Новой Зеландии закрыли надолго.

Специальное упоминание: «Макбет» (Macbeth)

Ольга ВолодинаСовершенно гипнотическое зрелище; перед тобой два часа разыгрывают Шекспира, а при этом никакого ощущения театральности нет. Правда, и ощущения полного реализма нет: Джастин Курзель выбирает, скорее, мифологический пласт, и творит миф — с героями, опять же, мифических пропорций. В мифе можно обойтись образами, без большого количества слов; и Курзель нещадно режет шекспировский текст, оставляя узнаваемые реплики, но не делая их главной ценностью рассказа. Экранизация Шекспира, которая больше, чем Шекспир — да когда вы еще такое увидите. Когда текст переходит в образы, цвет, фактуру, растворяется в героях, напитывает, кажется, сам воздух, которым они дышат.

Безумно интересно, что тот же состав (Курзель+Фассбендер+Котийар) сделают с «Кредо Убийцы». Невероятное зрелище нас может ожидать в перспективе.

Специальное упоминание: «Новейший завет» (Le Tout Nouveau Testament)

Андрей СмирновЭто лучшая, на мой взгляд, европейская комедия 2015 года — сатира на современный миропорядок от непревзойдённого бельгийского режиссёра Жако ван Дормеля. История проживания Бога в современном Брюсселе вместе со своей дочкой-бунтаркой вызвала страшнейшую полемику в религиозных кругах, а с другой стороны, подарила зрителям чрезвычайно остроумную, категорически непристойную и неполиткорректную сатиру и пародию на человечество и все наши стереотипы. Жако ван Дормелю удалось невозможное: поглумиться над религией сквозь призму проблем и восприятия мира современным человеком, погрязшем в собственном консъюмеризме, лицемерии и гедонизме. «Новейший завет» — это ещё и парад непревзойдённых актёрских работ от Бенуа Пульворда, Катрин Денёв, дебютантки Пиои Груан и других. Не удивительно, что лента мгновенно попала во все номинации «Лучшего фильма на иностранном языке» всех престижных кинопремий мира. До «Оскара» дело тоже дойдёт, без всяких сомнений.

Специальное упоминание: «Шпионский мост» (Bridge of Spies)

Юлия БойцоваЧитала у кого-то в социальных сетях, что смотреть этот фильм не так захватывающе, когда ты знаешь историю Абеля-Пауэрса. Я бы так не сказала. Мне, например, доставило большое наслаждение наблюдать за актерской работой британца Марка Райлэнса, приятно было увидеть Михаила Горевого в эпизодической роли. Я не могу сказать, что «Том Хэнкс традиционно переиграл всех», но уровень чувствуется, несомненно. Слышала также много обвинений в том, что там «клюква». Не знаю. Для меня «клюква» в фильмах — это сильное стереотипизирование. В «Шпионском мосту» я не нашла ни ушанок, ни гармошек. Вполне себе адекватное отражение реальности того времени. Единственное, что мне «резануло» и «подпортило» — это финал, когда перелезающие через забор дети напоминают Доновану про Берлин и стену.


Худшие 5 фильмов года

«Восхождение Юпитер» (Jupiter Ascending)

Владислав ПастернакИдея была хороша — каждая обитаемая планета Вселенной есть ферма, а люди — просто биоматериал, из которого космические аристократы добывают вещество, продлевающее жизнь. Заселенность Земли уже приближается к нужному уровню, и скоро состоится «жатва», после которой склады пополнятся бутылочками «нектара» ценой в миллиарды жизней. На этом хорошее заканчивается, потому что в Чикаго, как выясняется, живет девушка по имени Юпитер Болотникова, чьи родители — преподаватели СПбГУ, сама она — генетическая реинкарнация космической королевы, а бороться с космическими братьями и сестрами ей поможет собакоголовый солдат. Причем плохое занимает первый час картины, а хорошее — второй, когда воспринимать его уже не хочется. Когда мы устанем от бессмысленных экшн-сцен, чередующихся с идиотскими диалогами. В фильме провальная экспозиция. За земное население переживать не хочется — оно представлено весьма отталкивающими типажами. Жатва не пугает, потому что ее толком и не показали. Ну хоть бы маленький космический мясокомбинатик или соковыжималочку бы — нет, ничего такого! Сказочная история о Золушке, простите за спойлер, заканчивается тем, что Золушка, спасшая целую планету, возвращается домой и продолжает драить туалеты. Как если бы Люк Скайуокер в финале «Новой надежды» вернулся на ферму, а Звездный Лорд в «Стражах Галактики» сел в тюрьму. Не бред ли?

Иронии в фильме нет, психологической достоверности — тоже. Сильных задумок — море (взять хотя бы сюжетик про космическую бюрократию, или свадьбу, где в качестве гостей — исключительно роботы), но все эти задумки висят в воздухе, отдельно от главного. Я не хочу переживать за персонажа с маразматическим именем и биографией. «Восхождение Юпитер» — это фильм с очень классной концепцией («самый ценный ресурс во Вселенной — не полезные ископаемые, а время»), обалденной работой художника-постановщика, замечательными визуальными эффектами, музыкой и какими-то умопомрачительными костюмами. Могла бы быть новая «Дюна» с блэкджеком и шлюхами. Но нет. Мешает всем этим насладиться странным образом структурированный сценарий, лишенный полноценной логики (да, даже если это сказка, в ней должна быть хотя бы сказочная логика), а также очень плохой монтаж. С ритмом в картине полный швах. Час экспозиции и час собственно космической оперы — это беда. Сюжетно-важный диалог длится секунды, а экшн-сцены, во время которой сюжет порнографически застаивается, занимает минуты и минуты. «Восхождение Юпитер» — это чудесный мир, который нам показывают с очень странного ракурса, с которого и не рассмотреть-то ничего толком нельзя.

Андрей Смирнов«Чёрная» полоса в творческой деятельности родственников Вачовски уж как-то затянулась. Фантастического боевика «Восхождение Юпитер» от Энди и Ланы ждали все с большой надеждой на то, что семейный тандем, наконец-то, выдаст что-то действительно стоящее, что вернёт им былую славу крутых создателей трилогии «Матрица». Но не тут-то было! Вачовски потерпели полнейшее фиаско, от которого им не скоро удастся отмыться. Известный факт, что киностудия Warner Bros. пыталась долго и упорно спасти ситуацию, отложив аж на год релиз фильма. Непроработанный сценарий вкупе с непонятными спецэффектами и слабенькой режиссурой ставили под удар реноме самого голливудского мейджора. Лана и Энди упорно спорили с руководством Warner Bros., отказываясь существенно переделывать отснятый материал. С горем пополам были проведены дополнительные съёмки, но даже они не спасли окончательный монтаж. Кино получилось откровенно слабым, глупым и непонятно зачем снятым. От Вачовски всегда ждут каких-то психоделических рассуждений на заданную тему, а в случае с «Восхождением Юпитер» получилась странная каша из набора основных примочек и фишек уроженцев Зелёного континента. Слава богу, Лана и Энди смогли кое-как реабилитироваться своим успешным экспериментом на ТВ, сделав по заказу стрим-сервиса Netflix научно-фантастический телесериал «Восьмое чувство». Но в большом кино их полоса неудач уж больно сильно затянулась!

«Фантастическая четвёрка» (The Fantastic Four)

Андрей СмирновВысокобюджетный супергеройский комикс-боевик «Фантастическая четвёрка» стал самым главным провалом 2015 года. Такого Голливуд давненько не видывал! Потуги киностудии «20 Век Фокс» всеми силами удержать за собой права на экранизации комикса из Вселенной Marvel не увенчались успехом. Приглашение режиссёра-дебютанта Джоша Транка для перезапуска франшизы оказалось откровенным ужасом и полномасштабной катастрофой. Режиссёр-социопат наснимал такое, что продюсеры пришли в ужас, отсматривая рабочий материал будущего боевика. Странный сценарий, полнейший мискастинг (как вообще можно было допустить приглашение на главные роли таких не харизматичных и не особо узнаваемых актёров), а главное — трэш-режиссура сотворили кино, которое постесняется снять первокурсник киношколы. Мистер Транк выбрал странную манеру общения со съёмочной группой, отсиживаясь в своём чёрном палаточном городке и отрезав себя от внешнего мира. В итоге, настряпав невразумительный арт-хаус о приключениях супергероев, продюсеры вынуждены были спасать сам бренд «Фантастической четвёрки», отстранив режиссёра от окончательного монтажа, в результате чего Транк обиделся и устроил настоящий скандал в соцсетях, что подпортило имидж громкому летнему релизу. Осадочек после просмотра «Фантастической четвёрки» остался такой, что назад в кинотеатр не хотелось возвращаться ещё долго!

Ольга ВолодинаЯ честно признаюсь, что с самого начала не ждала ничего хорошего от ребута «Четверки»: я (несколько позорным образом) люблю первые два фильма, Крис Эванс — лучший Джонни Сторм, и вообще, это был такой детский фан, зачем его переделывать. И дело даже не в том, что кастинг странный; дело в том, что очередная переделка истории про становление героев — это уже скучно. Выбор подхода «добавим реализма» в первой половине фильма хотя бы немного интригует; правда, когда дело доходит до супергеройской части — все летит в тартарары. Из-за досъемок ли и монтажа фильма другим режиссером; или изначально Транк был совсем не тем человеком, которому можно было доверить снимать большое студийное кино; или, может, фильм просто проклят — не знаю. Но факт в том, что после не-так-пошедшего эксперимента фильм превращается в лишенный даже попыток логичного объяснения балаган. Тут кусочек бади-хоррора для аудитории 18+ (дико страшный момент, когда Ричардс впервые видит, как он тянется во все стороны), тут же — борьба со злодеем уровня утреннего мультика. И логика не просто покинула здание — она упаковала вещи и уехала на другой континент от такого безумия.

«Миньоны» (Minions)

Ксения Рудич Вы помните, когда вышел первый «Гадкий Я», как мы влюбились в этих маленьких желтеньких (человечков? монстриков?) миньонов! Они были такие милые, забавные, вечно ошибались, но с основной задачей — веселить зрителя — справлялись на 100%. А еще справлялись с финансовой задачей — отлично использовались маркетологами везде! Поэтому лично я очень ждала отдельного мультфильма про них. А вышло все… Спросите меня сейчас — я даже сюжет не вспомню. Слишком много миньонов разрывает мимиметр, и он зашкаливает в другую, противоположную сторону. Но, опять же — судьба мультфильма в прокате не имеет абсолютно никакого значения: тонны игрушек отлично окупают себя.

Юлия БойцоваМне кажется, что надо было сильно постараться, чтобы испортить такой продукт, как миньоны. Мы как-то уже писали, что народная любовь к этим желтым малышам не знает границ, а гении маркетинга на этом сильно наживаются. В общем-то, можно было просто поставить миньонов в кадр и попросить петь. Или танцевать. Но нет — нужно было придумывать историю про злодейку, которая хочет украсть корону у английской королевы. Конечно, в моем рейтинге «бредогенератора» еще никто не перебил полнометражку с пингвинами Мадагаскара, но «Миньоны» были очень близки. Скучно, не смешно и очень примитивно.

«Терминатор: Генезис» (Terminator Genysis)

Владислав Пастернак Говорить о проблемах и недостатках пятого «Терминатора» я, как большой фанат фильмов Кэмерона, могу бесконечно — катастрофа происходит в каждой сцене, где логика жанра, сюжета и персонажей вступает в конфликт с отсутствием мозгов у создателей, в первую очередь — у Дэвида Эллисона. Удачно инвестировать подаренные папой миллиарды в кино, когда работой руководит всё до тебя наладивший Джей Джей Абрамс — это одно: можно получить вполне приличные «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» и «Стартрек: Возмездие». А вот самому рулить творческим процессом — как видим, совсем другое. Достаточно сравнить кастинг. Кайл Риз родился после Судного дня, в мире, где земную поверхность контролируют машины, и передвигаться можно только ночью, а крыса — ценная питательная добыча. У Кэмерона этого заранее обреченного Риза драматично играет поджарый Майкл Бин. У Тейлора — здоровенный, загорелый и жизнерадостный Джай Кортни, хотя будущее по сюжету предполагается точно то же, что и в первом «Терминаторе», и миссия у Риза точно та же, и всё точно то же. И таков пятый «Терминатор» во всем, статей и постов на эту тему написано множество. К сожалению, актуальные имена и изначально занятный концепт обеспечили приличные сборы, а значит, не исключён «Терминатор 6». Не дай бог.

Пётр Зайцев Показательно, что в один год мы увидели два диаметрально противоположных примера того, как можно (и как нельзя) продолжать легендарные кинофраншизы. Если Джей Джей Абрамс со «Звёздными войнами» сделал всё максимально правильно, то создатели нового «Терминатора» совершили все ошибки, которые только можно было совершить. Хотя, признаюсь честно, на мой взгляд вообще идея продолжать «Терминатора» — одна большая ошибка. Второй фильм Кэмерона идеально закончил историю — любые сиквелы рушат мир, тщательно выстроенный в классической дилогии. Перечислять недостатки «Генезиса» можно часами, но важно тут одно — ощущение после просмотра, когда кажется, что тебе реально плюнули в душу. Единственное, что меня лично порадовало — это Эмилия Кларк в образе Сары Коннор. Конечно, это не Линда Хэмилтон, но Эмилия честно старалась, и это видно. Жаль, что кроме нее в этом чудовищном фильме не старался больше вообще никто. И единственное, что хочется ответить железному Арни на его «I'll be back» — пожалуйста, не надо!

Юлия БойцоваЧестно говоря, из «Генезиса» я вынесла для себя только одну фразу, которую теперь довольно часто цитирую — «Старый, но полезный». Она для меня как бы является описанием этого фильма в целом. Полезный там, по сути, только Шварценеггер, а всё остальное напоминает некоторый сюр. Я, в принципе, хорошо отношусь к франшизе в целом, не против Джая Кортни, а первая «ностальгическая» половина смотрелась замечательно. Но вот во второй части — вся история пошла под откос. Попытка пересмотреть роль Джона Коннора — вообще какая-то порнография.

«Батальонъ»

Ольга БеликМне по-прежнему сложно писать про этот фильм, потому что в его создании принимали участие люди, которых я близко знаю. И продюсировали, и играли важные роли. Я знаю, сколько сил, труда и нервов им все это стоило. И тем обиднее результат. Как метко высказался один из топ-блогеров, «Батальонъ» надо смотреть, когда хочешь себя за что-то наказать. И даже вот прямо высечь и поистязать — потому как при просмотре испытываешь натурально физические муки. Это пример тотального ужаса в нашей индустрии. Почти все составляющие в нем плохи, кроме актерских работ: девчачий состав прекрасен, Валерия Шкирандо — открытие картины. На этом — все. Сама история — грубая и лживая агитка начала прошлого века, которую наши кинематографисты почему-то решили подать под героическим соусом. Но не выходит, потому что ложь и неправда торчат отовсюду: реальная Мария Бочкарева и ее подопечные и близко не являлись тем, что пытались нам показать Месхиев и Ко. Бабский батальон как символ вдохновения смехотворен. Линия Бочкаревой и ее мужа оставляет в недоумении. Фигура беременной аристократки на войне вгоняет в тоску. И да, сценарий по набившему оскомину принципу «4+1» — это когда снимают сериал, а из него потом режут полнометражное кино — надо запретить на законодательном уровне. Помимо сценария «Батальонъ» — образчик очень плохой и пафосной музыки, псевдо-новаторской операторской работы, картонных персонажей и (возвращаемся к нашей боли) лже-пафоса и ура-патриотизма. И вот этот Ъ на конце — ну, боже мой, бейте уже себя по рукам за такое.

Пётр ЗайцевПора уже запретить фильмы с твёрдым знаком в названии. Потому что если дурной вкус проявился при выборе названия фильма, то почти наверняка этот дурной вкус проявится во всех аспектах работы над картиной. По крайней мере, в случае с «БатальонЪом» случилось именно так. Чудовищное кино, несмотря на достойные имена в титрах. Игорь Угольников спродюсировал отличную «Брестскую крепость», Фёдор Бондарчук снял крайне успешный и, в целом, довольно удачный «Сталинград», но вот они доверились режиссёру Месхиеву, и получилась бездарная и безобразная агитка, место которой как максимум в эфире телеканала «Россия 1», но никак не на большом экране. Дмитрий Месхиев, судя по всему, забыл, как нужно снимать большое кино, а оператор Илья Авербах (сын режиссёра, между прочим), видимо, никогда и не знал, как это нужно делать. В итоге — абсолютно телевизионная картинка, хуже чем в некоторых сериалах. Экшн-сцены сняты так, как стыдно было снимать еще лет двадцать назад. Даже в «Мы из будущего», бюджет которого был значительно меньше, батальные сцены с фанерными танками сняты гораздо зрелищнее и достовернее. Ну, а когда совершенно неуместный в такой картине приём со съемками от первого лица чуть ли не на GoPro режиссер называет новаторским, хочется спросить, он вообще какое-либо кино, кроме своего, смотрит когда-нибудь? Несомненно, в этом году вышло много очень плохих российских фильмов, но от них и не ждали никаких откровений, поэтому даже перечислять их нет смысла. А в «БатальонЪ» многие зрители и профессионалы индустрии верили, создавали его именитые кинематографисты, поэтому масштаб трагедии особенно велик. И судя по моде на патриотическое кино, ждёт нас еще батальон таких «БатальонЪов». К великому сожалению.

И здесь мы тоже не удержимся от того, чтобы еще два фильма не упомянуть.

Специальное упоминание: «007: Спектр» (Spectre)

Ксения Рудич Фильмы про Джеймса Бонда всегда имели две стороны медали — отразить политическую ситуацию (нельзя не вспомнить все фильмы, так или иначе связанные с Холодной войной) и продать элитный товар (ведь всем хочется иметь машину/часы/коктейль/девушку, как у агента 007). И только с приходом в сагу Дэниэла Крэйга, а затем и Сэма Мендеса, Джеймс Бонд обрастал личностью и бэкграундом. Пиком этого процесса стал, конечно же, «Скайфолл». Поклонники визжали от восторга, хэйтерс гонна хэйт, но их оставим. Потому что фильм получился действительно отличным. И от «Спектра» ждали того же. Что мы получили в итоге? Совершенно неуправляемого, себе на уме агента, который бежит на поводу у своей бывшей начальницы неизвесто куда и неизвестно зачем. Мы получили злодея, который СПОЙЛЕР на протяжении всех фильмов тайно строил козни Джеймсу только потому, что в детстве его папа предпочел приемного сына, а не родного. Мы получили беготню по всему свету — от Мексики до Маррокко, в калейдоскопе которой совершенно потерялась логика и сюжет. И в итоге Джеймс Бонд уходит в закат с сомнительной (и красоты, и ума) дамочкой (прости нас, Ева Грин), которая к тому же еще и дочь заклятого врага. Агент 007, скатившийся до мелодрамы — послушайте, это уже слишком. Я понимаю, что Дэниэл устал, что все хотят нового Бонда, но так откровенно сливать сценарий, фильм, и героя не одного поколения — это надо постараться. В общем, вспоминаем с восторгом Колина Ферта в «Кингсмэне» и ждем перезапуска франшизы. Вы уже сделали ставки, кто будет новым агентом?

P. S. И я знаю людей, которые ругали песню Сэма Смита, но на фильм она легла идеально — этакая «лебединая песня» уставшего Бонда. Джеймса Бонда.

Ольга ВолодинаЧто не так со «Спектром»? Да как сказать, многое не так. Но беда нового фильма о Бонде не в том, что там что-то плохо; а в том, что там как раз многое сделано круто. Сначала тебе показывают запредельно прекрасный, одним кадром снятый чуть ли не пятиминутный проход Джеймса Бонда по Мехико, и сердце замирает в ожидании прекрасного фильма. А потом на тебя обрушивается все остальное, от невнятного злодея до сюжета из магазина секонда-хэнда. И сидишь ты такой расстроеный: черти, вы же можете хорошо, зачем же вы сняли вот такое.

Специальное упоминание: «Мир Юрского периода» (Jurassic World)

Ольга БеликПочему кино в спец. упоминании? Тут у нас не все просто: не вся редакция считает фильм «днищем». Я вот тоже — не могу совсем уж ругать. Динозавры, например, клевые! Рапторы какие там, вы же помните! И вот этот Индоминус Рекс, бедная девочка — ее понимаешь и жалеешь: злодеи, держали бедняжку взаперти и не любили! И Крис Пратт с Брайс Даллас Ховард хорошие просто потому, что хорошие (хотя играть им нечего). Но сам сценарий, сюжет — это, конечно, за гранью. После предыдущих неудач давайте сделаем парк еще больше, дороже и страшнее! Что нам безопасность — народ жаждет зрелищ, генерируем новых монстров! Все сюжетные повороты служат выпуску все новых динозавров в этот аттракцион. И Брайс Даллас Ховард скачет на каблуках посреди всего этого цирка. И два мальчика никакущие. Но сборы — больше полутора миллиарда баксов. Миллиарда, Карл. Смотреть и смотреть дальше, не жаловаться.

Ольга ВолодинаКак и Оля, я не могу сказать, чтобы фильм мне показался худшим, что я видела в жизни; просто он… как это сказать? Скучный, как понедельник. Фальшивая елочная игрушка для меня: всё вроде как должно вернуть тебя в детство, когда фильм Спилберга казался чем-то запредельно крутым, а не работает, не возвращает. И дело не только в моем внутреннем двенадцатилетке (со «Звёздными войнами» вот всё сложилось на ура); дело в том, что герои истории не заставили сопереживать. Делать фейспалм за фейспалмом — да, а сопереживать — нет. Хотя даже ответной реакции — сочувствия результату эксперимента — тоже нет. Просто два часа глупости и очень громко. За что.


Самый-противоречивый-фильм-года

«Родина»

Владислав Пастернак Я не считаю, что «Родина» совершенна — у нас вообще почти не делают совершенных фильмов. Да, я вижу в ней отдельные нестыковки и ритмические сбои. Но как же меня, черт подери, зацепило! Какая колоссальная точность характеров. Какие диалоги. Актерские работы. Какое изображение, монтаж и звук. И простая и ясная мысль о том, что для попадания в рай надо менять обстановку не снаружи, а внутри себя. «Родина» реалистична в части воссоздания социальных типажей, но это не реалистическое кино, а притча вроде «Возвращения» Звягинцева. Поэтому я прощаю ей и то, что бизнес-джет садится в чистом поле, и то, что полиция легко находит барыгу, но не в состоянии идентифицировать миллиардера. В мире «Родины» не спасает ни социальный статус — обнаглевшую девочку все равно изнасилуют, ни бабки — обнаглевшего барыгу все равно депортируют, ни агрессия — все равно обнаглевшему мудаку воткнут перо в задницу. Наркотики и используемая для самооправдания псевдополитология, псевдофилософия тоже не спасают: «Ракеты ушли, чел!»

«Родина» — это предупреждение всем оборзевшим гражданам, от самых простых до самых непростых: пора притормозить и подумать над своим поведением. Предлагаемые обстоятельства Гоа и концепция кармы подошли для такого предупреждения как нельзя лучше.

Ольга БеликВот Влад говорит, что это колоссальный фильм — а для меня это очень плохое кино, очень, хотя я могу понять альтернативную точку зрения. И даже увидеть, чем «Родина» может так понравиться. Это, и правда, некий метафорический срез нашей страны. Мы сами себя не любим — нигде. А Родина — это не место на карте, это то, что в душе. То есть все вроде правильно — но, господи, почему же так скучно все эти два часа? Словно сочинение первоклассника смотришь. Актеры выкладываются — но не настолько, чтобы воспарить над узостью сценария. На экране — вереница штампов и стереотипов, усиленно подающаяся как Откровение. Видимо, поэтому едва ли не каждая сцена так затянута — зритель должен прочувствовать месседж и познать наркотрип без препаратов.

Из любопытного — тема русских туристов в Гоа раскрыта. Кто интересовался, а как же там они все живут по полгода и на что — тот после «Родины» получит исчерпывающий ответ. Знамо дело, как: бухают, торгуют наркотой и просветлением. Все, как всегда и везде, оставайтесь лучше дома (тем более, что валютный курс нынче таков, что и не разгуляться).


Личные итоговые списки каждого из авторов

Автор Топ-11 Антитоп-5
Ольга Белик «Безумный Макс: Дорога ярости»
«Kingsman: Секретная служба»
«Битва за Севастополь»
«Духless 2»
«Шпион»
«Бёрдмэн»
«Головоломка»
«Человек-муравей»
«Агенты А.Н.К.Л.»
«Стрингер»
«Новейший завет»
«Родина»

«Батальонъ»

«Фантастическая четвёрка»

«Восхождение Юпитер»

«Мир Юрского периода»
Петр Зайцев «Безумный Макс: Дорога ярости»
«Звёздные войны: Пробуждение Силы»
«Kingsman: Секретная служба»
«Стрингер»
«Бёрдмэн»
«Головоломка»
«Духless 2»
«Реальные упыри»
«14+»
«Виктория»
«Убийца» (Sicario)
«Восхождение Юпитер»

«Терминатор: Генезис»

«Батальонъ»

«Разлом Сан-Андреас»

«Пиксели»
Юлия Бойцова «Шпионский мост»
«Агенты А.Н.К.Л.»
«Левша»
«Бёрдмэн»
«Звёздные войны: Пробуждение Силы»
«Безумный Макс: Дорога ярости»
«Битва за Севастополь»
«Книга жизни»
«Kingsman: Секретная служба»
«Убийца» (Sicario)
«Человек-муравей»
«Фантастическая четвёрка»

«Восхождение Юпитер»

«Моя девушка — зомби»

«Бумажные города»

«Миньоны»
Ольга Володина «Безумный Макс: Дорога ярости»
«Стив Джобс»
«Звездные войны: Пробуждение Силы»
«Самый жестокий год»
«Агенты А.Н.К.Л.»
«Песнь моря»
«Из Машины»
«'71»
«Макбет»
«Марсианин»
«Строго на Запад» («Медленный Запад»)
«Фантастическая четверка»

«Лобстер»

«Тёмные тайны»

«Пока мы молоды»

«Мир Юрского периода»
Андрей Смирнов «Безумный Макс: Дорога ярости»
«Макбет»
«Молодость»
«Легенда»
«Стрингер»
«Левша»
«Страшные сказки»
«Иррациональный человек»
«Мисс Переполох»
«Реальные упыри»
«Новейший завет»
«Восхождение Юпитер»

«Фантастическая четвёрка»

«Рок на Востоке»

«Ганмен»

«Кибер»
Ксения Рудич «Бёрдмэн»
«Kingsman: Секретная служба»
«Стив Джобс»
«Духless 2»
«Реальные упыри»
«Безумный Макс: Дорога ярости»
«Агенты А.Н.К.Л.»
«Марсианин»
«Багровый пик»
«Звёздные войны: Пробуждение Силы»
«Трамбо»
«Головоломка»

«Миньоны»

«007: Спектр»

«Парк Юрского периода»
Владислав Пастернак «Безумный Макс: Дорога ярости»
«Любовь 3D»
«Стрингер»
«Безродные звери»
«Kingsman: Секретная служба»
«Битва за Севастополь»
«Шпионский мост»
«Головоломка»
«Из Машины»
«Звездные войны: Пробуждение Силы»
«Родина»
«Терминатор: Генезис»

«Восхождение Юпитер»

«Бабадук»

«007: Спектр»

«Убийца» (The Assassin)