Итоги-2017: Фильмы, поразившие нас в этом году

30 декабря 2017; автор: Коллективный разум

Редакция подводит итоги киногода и выбирает фильмы, которые нас обрадовали, заставили спорить или ввергли в пучину страданий.

Мы обсуждали, обсуждали и наконец выбрали для вас:

  • 23 лучших фильма года
  • 2 самых спорных (по крайней мере, для нас) фильма года
  • 6 худших фильмов года.

В наш список лучших вошли фильмы, собравшие 3 и более голосов «за» (голосовало всего 13 человек); победителем стал «Дюнкерк», получивший 10 голосов. В топе фильмы выстроены по количеству полученных голосов. В список худших попали фильмы, получившие больше всех голосов «против». А вот в список спорных картин — те, за которые голосовали и против которых голосовали одинаково часто.

Все фильмы отнесены к 2017 году по дате начала проката в России: так у нас появился и упомянутый в прошлогоднем топе «Ла-Ла Ленд», и «Манчестер у моря», и «Патерсон».

Вы считаете, что в нашем списке чего-то не хватает? Добро пожаловать в комментарии!


«Дюнкерк»

Максим Девяткин

Почти каждый год прокат может похвастаться наличием полномасштабной военной драмы. Равно как и каждому великому режиссёру приходит время такую драму снять. Такие фильмы есть у Кубрика, Спилберга, Малика и даже Майкла Бэя (о величии последнего могут быть сомнения), наконец в прошлом году пришёл черёд Мэла Гибсона, но что стало приятной неожиданностью, так это интерес Кристофера Нолана к подобной тематике. Доселе он не снимал фильмы на основе реальных событий, а уж тем более фильмы о войне, которые требуют особого отношения — один неверный шаг и ты на минном поле, где ставка может стоить карьеры и репутации.

То, что все мы живём в эпоху Кристофера Нолана, известно давно и уже поэтому «Дюнкерк» был обречён на успех. Вопрос был лишь в том, как Кристофер будет удивлять общественность на этот раз. События известны, результат тоже — где тут найти пространство для хвалёной авторской фантазии?

И тут Нолан делает донельзя простой, но авторски очень эффектный ход — выбрасывает из фильма ярлык «главный герой». У прошлогоднего Гибсона был вполне понятный герой, чьими глазами мы видели войну. Мы помним лицо Эндрю Гарфилда в «По соображениям совести», Тома Хэнкса и Ко в «Спасти рядового Райана», а вот вспомните ли вы спустя годы лица героев из «Дюнкерка»? Я с трудом это делаю уже сейчас, если честно и сдаётся мне — неспроста. И вряд ли я впадаю в маразм. Просто подобно художникам, писавшим батальные сцены, режиссёр показал огромное полотно фильма, где каждый фрагмент и каждый герой — часть единого целого, авторского высказывания. И здесь ничего нового нас не ждёт, «Дюнкерк» лишний раз напоминает об ужасе войны, о том, что это всё страшно очень. Послание передаётся через вовлечение зрителя в фильм. На эти два часа мы все стали частью серой массы солдат, бредущих к берегу, моряков, плывущих на помощь, асов в небе над Дюнкерком. Частью огромного пейзажа, в котором недостаточно масштаба, чтобы разглядеть чьё-то лицо.

Разумеется, не последнюю роль играет и музыка Циммера, таинственный таймер смерти, создающий большее напряжение, больший накал, становясь полноправным участником происходящего на экране.

«Дюнкерк» ещё летом не вызывал у нас особых сомнений. В рубрике «Синемафия посмотрела» Нолан получил отличные отзывы, а потому не удивительно, что результаты голосования вывели его на самый верх.

«Тайна Коко»

Татьяна КисляковаМы уже успели поделиться впечатлениями от прекрасного творения Pixar и пришли к выводу, что в нем есть все, за что зритель так любит проекты этой студии. Продуманный сценарий, интересные персонажи, мудрый посыл, качественная анимация, приятный слуху саундтрек — учтено буквально все! Но самое важное, что к любой детали и мелочи создатели подошли с исключительным вниманием, вложив в свое детище частичку души. Практически через каждую сцену неизменным лейтмотивом проходит то самое «не забывай», о котором поется в главной песне мультфильма. Нельзя забывать о тех, кого больше рядом нет. Нельзя забывать о родных и близких, которые переживают за тебя и хотят для тебя самого лучшего. Но нельзя и забывать о том, кто ты есть на самом деле, о своих мечтах и стремлениях. Все эти простые истины так тонко и деликатно озвучены в «Тайне Коко», что хочется показать этот мультик не только младшему поколению, но и очень многим взрослым. Определенно один из лучших анимационных проектов уходящего года, который точно не останется без внимания при раздаче наград.

Петр Зайцев

После крайне посредственных третьих «Тачек» кудесники из Pixar вновь показали, что умеют создавать лучшие анимационные фильмы в мире. Да, с одной стороны, в «Тайне Коко» нет ничего принципиально нового — всё те же семейные ценности, просто под новым соусом. Но, чёрт возьми, как же безумно красиво и до боли трогательно рассказана эта история…

Тему смерти Pixar уже поднимал в «Вверх», и, пожалуй, это был один из самых депрессивных фильмов студии. Однако несмотря на то, что действие «Тайны Коко» разворачивается в мире мёртвых, здесь всё-таки уже не про смерть, а про память о предках и стремление к мечте. Причём вроде и понимаешь, как всё это работает и где именно сценаристы дёргают за нужные ниточки, но всё равно нет-нет, да и пускаешь слезу под конец. А ещё в «Тайне Коко» прекрасная музыка. В общем, очередной шедевр и серьезный претендент на «Оскар».

«Бегущий по лезвию 2049»

Максим Поспелков

С нетерпением ожидаемый сиквел легендарного антиутопического фантастического киберпанка разделил зрителей и критиков на разные лагеря, где сравнивали фильм Дени Вильнёва, и первый фильм, снятый Ридли Скоттом, а также — кажущуюся невыразительной игру Райана Гослинга в фильме 2017 года и Харрисона Форда — в оригинальной картине. Хотя мне это кажется бессмысленным, ведь Форд до сих пор дико обаятелен, а Гослинг… Гослинг — просто другой. Это поразительный артист, который способен отразить широчайший спектр эмоций без единого слова — лишь взглядом. Ожесточённые споры разгорелись и о том, что Ридли Скотт, пришедший из рекламного бизнеса, в свое время стал пионером киберпанка и технонуара, а Дени Вильнёву, работавшему прежде на ниве авторского кино, осталась роль дизайнера воспоминаний о далёком-далёком будущем человечества, противостоящего репликантам. Вероятно, поэтому Вильнёв решил облечь сюжет в форму библейской притчи о предопределении, судьбе и свободном выборе.

Как бы то ни было, дважды приходя в зал на этот фильм, ни разу мне не хотелось никого ни с кем сравнивать. Да, это лента о мрачном будущем человечества, которая затрагивает темы, сходные с первой картиной, но это невероятно атмосферный, неспешный, одновременно эпически мрачный и красивый фильм. Пожалуй, никто не высказывал сомнений, что мастерская и великолепная работа оператора Роджера Дикинса заслуженно может претендовать на награды за визуальное решение. Впрочем, как и чарующий, тягучий саундтрек Бенджамина Уоллфиша и Ханса Циммера сохранивший мотивы и настроение работы Вангелиса.

Ольга Володина

Дени Вильнев сделал то, что казалось невозможным — развил мир Скотта так, что продолжен стало абсолютно логичной и неотъемлемой частью этого мира. Идеальный целостный фильм, где на месте все, от аудиовизуальных решений до актерской игры; где каждый элемент логично встроен во вселенную людей и репликантов, и каждый, подобно чеховскому ружью, выстреливает вовремя.

Соединить в своей истории прогресс и ностальгию, возвращение к истокам и создание нового мира, напитать двух-с-лишним-часовой фильм как старыми мифами, так и новыми технологиями — все это, кажется, невозможно сделать одновременно.

А Вильнев сделал.

«Логан»

Максим Девяткин

Лебединая песня Росомахи стала первым фильмом в рубрике «Синемафия посмотрела» и сразу же получила от нас 100%. Такого единодушия заслужили немногие в этом году. Тем более нельзя было обойти его и в списке лучших фильмов.

Последний фильм о Росомахе решили сделать с взрослым рейтингом и в максимальном отрыве от предыдущих фильмов франшизы, что только пошло «Логану» на пользу. При достаточно большой конкуренции, это лучшая супергероика в этом году. Было бы очень здорово, если бы это была заключительная часть не только для Росомахи, а для Людей-Х вообще. После покупки Fox мышиной мафией — кто знает. Была бы отличная жирная точка. Хотя кого я обманываю? Будут снимать ещё, но вот не будет уже такого Росомахи, Хью Джекман форева!

«Манчестер у моря»

Максим Девяткин

Картина Лонергана о сантехнике Ли добралась до нашего проката лишь в этом году, а потому по праву заняла своё место в списке лучших фильмов. Мы неоднократно писали о «Манчестере», у Евгения Израйлита, например, была отличная статья про него. И вроде все слова сказаны, так что стоит подвести итог.

Для меня «Манчестер у моря» был любимой драмой с прошедшего «Оскара» и я уверен, что победи этот фильм — мир был бы немного лучше. Внимания к проблемам электората Трампа, которого сейчас пруд пруди не только в США, было бы побольше. Сантехник Ли ведь ничем особенно и не отличается от сантехника в вашем доме, кроме того, что его играет Кейси Аффлек и трагедия в его жизни — не дай бог никому.

На фоне вайнштеновщины, которая зацепила и абсолютно нереального в этом фильме Кейси Аффлека (мы ещё услышим отголоски этой истории, Кейси будет вручать приз за «лучшую женскую роль». Ох и жесть будет там…), есть реальный риск того, что фильм попросту канет в небытие, чего не хотелось бы. Таких искренних, печальных и вполне реальных историй не хватает.

Если последующие проекты интернет гиганта Amazon будут столь же конкурентоспособными, то это повод всем нам станцевать от радости.

Николай Балашов

«Манчестер у моря» — необычное кино. Поначалу, когда ты только начинаешь наблюдать за жизнью главного героя, ты вообще не понимаешь его действий или же считаешь его, мягко говоря, чудаком. По мере движения вперёд история проясняется, но лишь когда мы узнаем о том, какая трагедия произошла с персонажем Кейси Аффлека, восприятие картины переворачивается с ног на голову. Примерить подобное на себя практически невозможно. Эта боль, чувство вины и постоянное напоминание о несовершенстве мироздания, которые преследуют героя повсюду — как с этим жить?

В этом и есть громадная сила фильма, когда твоё представление о герое в корне меняется благодаря ужасным обстоятельствам. Следить за сюжетом этой, казалось бы, простой картины довольно неудобно, с экрана так и веет мощной негативной энергией, но нам предлагается преодолеть дискомфорт вместе с персонажами (а Аффлек там не один такой, как выясняется — у каждого есть своя боль) и повернуть эту энергию в положительное русло. Это фильм-тренинг, проверяющий тебя самого на прочность. Чтобы ты мог прежде всего не судить, а понять. Жизнь полна всяческих поворотов судьбы, в том числе бьющих под дых. Но вместе с тем мы словно получаем уроки свыше — для собственного самосовершенствования и для нахождения в себе силы помогать другим — как бы тебе самому, при этом, не требовалась таковая.

Сильнейшее кино и абсолютно заслуженные призы от киноакадемии. Один из лучших, а может и самый лучший, фильм прошедшего сезона.

«Ла-Ла Ленд»

Татьяна КисляковаПусть всего пару минут, но этот фильм успел побывать лауреатом «Оскара» в главной категории (а для меня таковым и остался), ну и в целом послужной список картины пополнился множеством наград. Прошел уже почти год с первого просмотра, а я все так же восторгаюсь филигранной работой создателей «Ла-Ла Ленда». Фильм удался как с технической, так и с драматургической точек зрения, но помимо этого он просто-напросто оказался близок таким же мечтателям, история которых рассказана на экране. Мечтателям вроде меня. Путь Мии и Себастиана к исполнению заветной мечты был не прост, чем-то пришлось пожертвовать, и тут можно долго спорить: правильный ли выбор сделали герои. Правда у каждого своя, но нельзя отрицать, что «Ла-Ла Ленд» стал одним из самых вдохновляющих, завораживающих, музыкальных и ярких фильмов в уходящем году. Фильмом с душой.

Алексей КуртышевМногие любят пересматривать фильмы. Я из их числа. И не передать то, чувство, когда при первом просмотре понимаешь, что вот оно. Это навсегда. Этот фильм ты будешь пересматривать раз за разом. Перед праздниками, после разочарований, чтобы сбросить все проблемы навалившиеся. Чтобы остаться один на один с этим фильмом. Ещё приятнее, когда понимаешь, что именно этот фильм ты заставишь посмотреть каждого, даже тех, кому не нравится тема или что-то ещё. А что удивительно — Дэмьен Шазелл уже показал такой фильм, это была «Одержимость». И вот то, что происходило с «Одержимостью» происходит и с «Ла-Ла Лендом»: становление живой классики у вас на глазах (в моей вселенной это так, да и разве вы будете отрицать?).

«Аритмия»

Юлия Данилина

Как сказал один мой знакомый про одного известного российского режиссера, «он явно хочет снять фильм про Доярку и Сантехника». Конечно, не именно про представителей этих профессий, а простую чистую историю про жизнь простых людей. В этом году это удалось Борису Хлебникову. Здесь действительно не стоит искать каких-то глубоких философских тем или трагических коллизий — всего лишь несколько дней из жизни сотрудников службы скорой помощи города Ярославля, честных и очень реалистичных. И замечательные актеры, благодаря которым веришь, что перед тобой живые люди, которым можно сочувствовать, как бы сильно они не ошибались. Самый главный же плюс в том, что, благодаря тому, что Хлебников очень любит каждого из своих персонажей, совершенно не хочется думать о том, что впоследствии у них может окончательно все разладиться. Главное — это то, что сейчас. И, как мне кажется, в первую очередь режиссер хотел сказать именно об этом.

Ольга Володина

Если пытаться найти аналог «Аритмии» в российском кино, то очень хочется обратиться к фильмам Данелии и к «Осеннему марафону» в первую очередь. Та же неприкаянность, пассивные попытки найти свое место — и согласие с тем, что происходит. Разыгранная простая история из жизни провинциального врача прежде всего запоминается тем, что сугубо отрицательных героев в фильме нет. Есть несчастные, поломанные, есть некомфортно себя чувствующие, но персонажи все, как правильно пишет Юля — живые. Никакого черно-белого видения мира. И потому больно за них за всех, и то, что в итоге каждый находит какой-то шаткий баланс между тем, что должно и тем, что хочется — это как раз тот самый хэппи-энд, который в другом виде существовать и не мог. И еще поясной поклон Хлебникову за то, что фильм, по описанию вполне подходивший на звание чернушного, на деле — про свет и надежду.

«Патерсон»

Петр Зайцев

Благодаря новой трилогии «Звёздных войн» массовый зритель открыл для себя Адама Драйвера, но на самом деле актёр много снимается в менее зрелищном и зрительском кино, причем каждый раз раскрывает свой талант с новой стороны. В немного абсурдном, но невероятно трогательном «Патерсоне» Джима Джармуша Драйверу досталась роль милого неказистого водителя автобуса, пишущего стихи. Фильм пронизан романтикой, поэзией, а также простыми, но очень изобретательными художественными решениями. Два часа медитативного удовольствия и погружения в жизнь простых людей, которым не чужда тяга к творчеству. Истинное киноманское счастье.

Ольга Володина

История водителя автобуса Патерсона из города Патерсон, его жены и их бульдога Марвина захватывает недельный промежуток и в пересказе кажется чем-то совершенно некинематографичным. Герой просыпается утром, идет на работу, приходит домой, ужинает, выгуливает собаку, заходит в местный бар, ложится спать — и так каждый день. То, что он параллельно пишет стихи — милый штрих, но явно не превращающий историю в лихой боевик.

И только Джармуш, конечно, мог сделать из такого набора действий историю, от которой нельзя оторваться. В фильме нет конфликта, нет плохих людей (считать ли антагонистами местных гопников, которые говорят герою, что «бульдог собака дорогая, его могут украсть»?), но есть катарсис и ощущение полного счастья, с которым выходишь из кинотеатра.

То, что в прошлом году Адама Драйвера обошла Каннская ветка за эту роль — величайшая несправедливость.

«Стражи Галактики. Часть 2»

Максим Девяткин

Вторая часть с точностью повторила успех и стиль первой, но кто сказал, что это плохо? Джеймс Ганн развлекается с персонажами и сюжетами Marvel, разрушая стереотип о том, что в больших франшизных проектах нет места авторскому голосу. Ещё как есть. Ганн постоянно получает кипы благодарностей, вопросов и отзывов в социальных сетях, пользуясь популярностью у фанатов. Какой ещё режиссёр комикс-жвачки может похвастать такой поддержкой? Вторая часть это: а) отличные новые песни, об этом в итогах года уже упоминали, а ещё был отдельный большой материал по саундтреку из «Стражей», b) мимимишный малыш Грут, с) Курт Рассел в роли планеты, чёрт возьми!

А какой богатый на смерти в кино был год… Полегло немало персонажей, среди которых и Йонду Удонта, про которого я писал чуть ранее в материале «герои года» и Йонду это пункт d), не утихающий до сих пор (ох уж эти мемы и приколы про отца-папу и Мэри Поппинс).

«Звездные войны: Последние джедаи»

Петр Зайцев

Райан Джонсон порушил фанатские устои, опроверг все разом теории, возникшие после «Пробуждения Силы», деконструировал мифологию саги Лукаса и снял при этом один из лучших эпизодов «Звёздных войн». Поразительно высокие оценки критиков, безумное неприятие со стороны преданных фанатов и впечатляющие кассовые сборы. Кэтлин Кеннеди доказала, что «Звездные войны» находятся в надежных руках, Джонсон безусловно заслужил право на создание новой трилогии про далёкую-далёкую галактику, а все без исключения актёры, включая Марка Хэмилла, наконец-то получили возможность всерьёз раскрыть свои актерские способности. «Последние джедаи» могут вам нравиться или не нравиться в силу разных причин, но бесполезно спорить с тем, что впервые со времен Пятого эпизода под заголовком «Звёздные войны» вышло настоящее кино с серьёзной драматургией и настоящей грамотной режиссурой. Главное, чтобы теперь Джей Джей Абрамс сумел достойно завершить трилогию, которая для нескольких поколений станет теми самыми настоящими «Звёздными войнами», какими для нас были оригинальные фильмы, а для поколения девяностых — трилогия приквелов.

Алексей КуртышевРайан Джонсон говорит с вами о важных вещах, одновременно с этим возвращая вас в детство. В этом и прелесть. Вы можете наслаждаться пребыванием в далекой галактике, а после этого рассуждать о сюжете, углубляясь в его смысл. И снова разговоры вокруг только о «Звездных Войнах», только в этот раз это не теории из-за «ящиков с загадками» Абрамса, а о смысле, вложенном Джонсоном в «ящики», да и во вселенную целиком. Прекрасная мысль о том, что Сила — это не инструмент, ей нет дела до каких-то ситхов или джедаев, баланс создают не они, без джедаев не исчезнет свет, люди снова влезли туда, куда им не стоило, придумали свои правила и играют по ним. Забудьте о прошлом. Райан Джонсон обновляет «Звездные Войны», обрывает все связи, делая это метафорично, но понятно для любого. Происходит это прямо сейчас и оттого еще невероятней наблюдать за тем как «Звездные Войны» переходят на новый уровень.

«Ветреная река»

Татьяна КисляковаПервый проект Тейлора Шеридана, где он выступил не только сценаристом, но и режиссером, получился на редкость качественным. Многие отмечают, что «Ветреная река» в какой-то степени продолжает идеи, высказанные в двух предыдущих проектах Шеридана-сценариста: «Убийце» и «Любой ценой». И вроде бы с одной стороны перед нами социальная драма о преступности в индейских резервациях, где действуют иные законы, из-за которых жители (особенно женщины) оказываются в более незащищенном положении. Но при этом проблематика фильма много шире: неприкаянность молодежи в условиях жизни на малообитаемых территориях, возникающая от безделья неоправданная жестокость, уязвимость даже сильных духом перед лицом грубой физической силы. Многое оказывается под прицелом внимания зрителя за почти двухчасовой хронометраж фильма. И огромная заслуга создателей именно в том, что после просмотра хочется анализировать увиденное, хочется обсуждать эту картину и поднятые в ней темы. А еще хочется хвалить невероятного мастерства операторскую работу и талант актерского состава. Джереми Реннер сыграл здесь одну из лучших ролей в своей карьере, да и Элизабет Олсен удалось показать себя как серьезную драматическую актрису. Шеридана же отметили на Каннском фестивале в программе «Особый взгляд» как лучшего режиссера — награда вполне заслуженная и, хочется верить, далеко не последняя.

Максим Девяткин

Тейлор Шеридан стал одним из локомотивов вымирающего американского вестерна. Вот уже третий год подряд он вытягивает на себе по одному главному фильму этого жанра в год. Сначала «Sicario», потом «Любой ценой», а теперь пришло время и для режиссёрского дебюта. Итог: «Ветреная река» прекрасна, а Шеридан даже отхватил приз Каннского кинофестиваля за режиссуру.

Неспешное кино с мощными крупными планами, крепкой историей, по-настоящему американскими фольклорными героями.

А какой актёрский состав! Бернтал, Реннер, Олсон. Решение взять в каст Джереми Реннера и Элизабет Олсон было рискованным, так как напрашивалась прямая ассоциация со «Мстителями», где эти двое соседствуют в кадре. Но почему-то такой ассоциации не возникло. То ли дело в бесконечной красоты панорамах, то ли в магии совсем уже не дикого Запада — не знаю, но для меня это один из главных фильмов года 2017.

«Тор: Рагнарёк»

Татьяна КисляковаПодробнее о том, чем же получился так хорош этот фильм, мы уже писали во время его проката в кинотеатрах. Третью часть приключений Тора почти сразу окрестили самой лучшей: критики и зрители смогли по достоинству оценить уход от супергеройского пафоса в комедию. В Marvel определенно не боятся рисковать — доверить крупнобюджетный проект малоизвестному новозеландскому режиссеру Тайке Вайтити было неожиданным решением. Но риск оправдался, ведь Вайтити хватило смелости — и мастерства! — превратить фильм про гибель целого мира в яркую комедию. Свежий подход проявился буквально во всем: от цветовой гаммы до изображения персонажей. С потрясающей самоиронией актеры воплотили на экранах хорошо знакомые зрителю образы, показав себя совсем с другой стороны (даже первая злодейка киновселенной в исполнении Кейт Бланшетт получилась с изюминкой). В целом фильм стал источником отличного настроения, ну, а «TheImmigrant Song» лично для меня — главным саундтреком конца года.

Петр Зайцев

Когда только вышла в прокат чумовая низкобюджетная новозеландская комедия «Реальные упыри», невозможно было представить, что через несколько лет режиссеру Тайке Вайтити доверят многомиллионный блокбастер студии Marvel. К счастью, продюсер Кевин Файги славится нетривиальными решениями, и в итоге одни из самых лучших и бодрых фильмов марвеловской киновселенной сняли безбашенные независимые режиссёры — сначала Джеймс Ганн и «Стражи Галактики», а теперь вот Вайтити и «Рагнарёк». Важно, что несмотря на обилие шуточек, фан-сервиса и забойного экшена, Вайтити не забывает о главном — развитии характеров персонажей. В «Рагнарёке», пожалуй, мы увидели наиболее человечного Тора, да и Халк раскрылся с невиданных ранее сторон. Вишенкой на торте — бомбическая Кейт Бланшетт. В общем, у Вайтити получился определенно лучший фильм о Торе и один из самых веселых фильмов кинематографической вселенной Marvel.

«Нелюбовь»

Максим Девяткин

Если бы этот год в России не был бы столь удачным для отечественного кинематографа, то превосходство нового творения Звягинцева было бы очевидным. Вышел ещё целый ряд достойных картин, которые отняли долю внимания у «Нелюбви». Тем не менее это очень важная картина, о которой невозможно говорить в отрыве от действительности.

Многие скажут, мол «ничего нового, мы всё это давно знаем, это правда и что теперь?», кто-то будет с пеной у рта доказывать, что это чернуха и заказное кино. На деле же перед людьми в который раз поставили зеркало. Героев этого фильма можно увидеть на улицах каждый день, стоит только выйти за порог. Вызывают они искреннее омерзение и апатию, исключение составляют лишь массовочного характера волонтёры, призванные нести тот самый луч света в тёмном царстве.

Ужас ведь в том, что те, кому зеркало — не посмотрят, а те, кому «ничего нового», не откроют Америку. Но Звягинцев снова стучит в эту глухую дверь и не теряет надежды. Сил и терпения, Андрей Петрович.

Татьяна КисляковаВ одном из материалов по итогам года мы рассказали, сколь много наград уже удалось собрать очередному драматическому шедевру Звягинцева. Но тут даже не столько в наградах дело, сколько в честности: приятной и пугающей одновременно. Именно за эту честность многие полюбили «Нелюбовь». Фильм Звягинцева — этакое зеркало российское действительности, демонстрирующее беспросветность межличностных отношений в простых бытовых условиях. Люди разучились любить, причем не только друг друга, но и себя самих. Эту страшную правду пора признать. И, пока не стало совсем поздно, как в случае с героями киноленты, что-то изменить. Хочется верить, что зритель проникся посылом картины, и за этот год в стране стало чуть меньше нелюбви. А ещё хочется надеяться, что в российском кино станет больше профессионалов своего дела, которые будут столь же уважительно относиться к своей работе и своей аудитории, как это делают режиссер Звягинцев, сценарист Негин, оператор Кричман, продюсер Роднянский и остальные члены команды, трудившиеся над созданием «Нелюбви».

«Малыш на драйве»

Алексей Куртышев

Если быть честным — писать об этом фильме мне нельзя категорически. Потому что оценивать объективно работы Райта у меня не выходит, там все всегда 10 из 10, а даже если вы укажете на какой-то косяк, то ответом будет «Так ведь и задумывалось, вы чего?».

Фильм наполнен большим количеством мельчайших деталей, визуальным юмором (как он умеет) и настолько синхронизирован с музыкой, как не всякий трейлер сможет (его даже можно попробовать посмотреть без картинки, интересный опыт). Проходку за кофе можно пересматривать бесконечно, каждый раз примечая что-то новое (собственно, как и весь фильм). Но Райту важны не только внешние детали, каждая сцена работает на сюжет и не заметить это очень сложно. А если вы будете пенять на штампы, то этот фильм все равно останется непредсказуемым и самым нестандартным из всех фильмов на тему. Это фильм Райта со всеми плюсами, если вы его любите, и минусами, если нет. Только вот как можно его не любить?

Ольга Володина

Главный герой, который не может нормально функционировать без музыки, и его окружение — местами пародийное, местами трагичное, но уж точно не скучное. Умение водить машину как бог при американских ограблениях уже было в двух фильмах — «Водителе» Уолтера Хилла и парафразе на эту тему — «Драйве» Николаса Виндинга Рефна; «Малыш» славно замыкает эту трилогию, выводя на первый план самого, кажется, обаятельного из троицы героя.

Алексей все написал про музыку; я же добавлю, что тут, как и везде у Райта, нет неудачно подобранных актеров — каждый в своей роли хорош настолько, что другого в этом образе и представить нельзя. От попавшей во все списки «новичков года» Эльзы Гонсалес до ветерана Спейси (признаем, что это был его последний фильм со 100-миллионными сборами); от наконец-то получившего роль, в которой можно играть Джона Хэмма (правда ведь, ничего достойного у него с «Безумцев» не было) до Энсела Элгорта, про которого наконец-то стало понятно, что да — большая звезда может вырасти. И отличный актер уже вырос.

«Ван Гог. С любовью, Винсент»

Ольга Володина

У нас вышло два отличных материала про самый оригинальный анимационный фильм года (если не десятилетия) — и факты о фильме, и рассказ об использованных полотнах Ван Гога. Это одновременно тот самый фильм, о котором хочется много говорить — и тот, о котором хочется не говорить, а просто заставлять всех его посмотреть. Потому что это не просто эксперимент в анимации — это трогательная и захватывающая жанровая история о последних днях жизни великого художника, разыгранная отличными британскими актерами.

Не знаю, как вы, а я на «Оскарах» буду именно за «Ван Гога» болеть.

«Человек-паук: Возвращение домой»

Татьяна КисляковаМы верили, мы надеялись, мы ждали — и вот Питер Паркер вернулся домой! Вернулся к Marvel (почти) и получил свой сольный фильм, ставший главным хитом прошедшего лета. Приняв решение сделать Питера более каноничным, — этаким школьником-заучкой с типичными подростковыми проблемами и комплексами — боссы Marvel удовлетворили фанатские пожелания, а заодно и получили возможность в дальнейшем снять еще ой как много фильмов о взрослеющем Паркере. И их уже хочется увидеть: благодаря обаянию Тома Холланда, благодаря прекрасной тете Мэй, благодаря тому, что человеческие проблемы были поставлены во главу угла, а супергеройское стало лишь приятным бонусом. А ещё в «Возвращении домой» прекрасно подошли к созданию образа злодея — тут вам и мотивация, и многогранность, и харизма. В общем, Джон Уоттс смог воплотить на экранах именно то, что многие уже и отчаялись когда-либо увидеть в фильмах про Человека-паука. Хотя бы за это стоит включить этот прокт в число лучших картин 2017!

Петр Зайцев

И снова нельзя не вспомнить добрым словом Кевина Файги. Сделка Sony Pictures и Marvel Studios о совместной работе над фильмами о Человеке-пауке — лучшее, что могло случиться с этим культовым персонажем. Только Файги действительно знает, как нужно снимать кино про героев Marvel, и ребята из Sony, конечно же, не прогадали. «Возвращение домой» стало настоящим спасением и для студии, и для персонажа. Питер Паркер теперь прочно поселился в марвеловской кинематографической вселенной, а Sony получили шикарное неглупое кино и полную реабилитацию после всех предыдущих попыток экранизировать паучиную сагу. «Возвращение домой» — практически эталонный семейны блокбастер, не забывающий и о подростках, и о взрослых зрителях, и о фанатах Marvel.

«Хорошее время»

Анатолий ЮщенкоБольше всего 2017 год мне, пожалуй, запомнится бенефисами некогда нелюбимой парочки из «Сумерек». Кристен Стюарт, ставшая за последние несколько лет фавориткой фестивальной прессы, блестяще солировала в пронзительной французской драме «Персональный покупатель». Не отстал от бывшей экранной возлюбленной и Роберт Паттинсон. Актер представил в Каннах «Хорошее время» — картину, за которую его не похвалил только ленивый. Эту энергичную криминальную драму поставили братья Джош и Бенни Сэфди, молодой семейный подряд, исследующий темные закоулки неблагополучных районов Нью-Йорка. Под шумный синтезаторный саундтрек (один из вручаемых в Каннах призов ушел именно ему) мы проживем несколько дней из жизни мелкого непутевого преступника, который после не самого удачного ограбления банка пытается вызволить из больницы закованного в наручники брата. «Хорошее время» — это такой Скорсезе на амфетаминах: дерзкое, стремительное, предельно наглое кино, легко способное вызвать у зрителя паническую атаку. Полтора часа ты проводишь на краешке кресла, затаив дыхание. Ну, и Паттинсон, конечно. Кто бы мог подумать, что артист, когда-то усыплявший одним своим присутствием в кадре, в один прекрасный день станет одним из лучших актеров своего поколения. Хорошее время мы тут все переживаем, чего уж там.

Юлия Данилина

Бен и Джош Сэфди, продолжающие свое исследование Нью-Йоркских низов, сняли не просто криминальную комедию. Это переосмысление жанра «яппи в опасности», переименованного в «асоциальный элемент в опасности». По сути здесь то же самое, что в старом добром «После работы» — жил человек, никого не трогал, все получалось, а потом, ближе к ночи, все резко пошло не так. Так же здесь имеются что-то типа роковой женщины, что-то типа начальника, что-то типа напарника и что-то типа злодея. Естественно, с точки зрения асоциального элемента. И это свежий подход, который Сэфди искали давно, и, наконец, нашли.

Боживший в предыдущем их фильме Шон Прайс Уильямс теперь более-менее спокоен (что хорошо, так как он не перетягивает на себя одеяло, но при другом операторе и фильм вышел бы совсем другим), Роберт Паттинсон действительно играет свою лучшую роль на данный момент, но он может лучше. Очень удачен юмор (в конце есть милейший момент — табличка «director», мелькнувшая рядом с Беном Сэфди), пусть иногда и чересчур отбитый, но совершенно уместный именно здесь, и это главное. Единственное только, последний диалог в квартире немного провис, его можно было прописать получше. Но я уверена, что режисссеры сами это видят и впоследствии наладят. Главное, что теперь они четко понимают, в каком направлении им двигаться.

«Удача Логана»

Ольга Володина

Новый фильм Стивена Содерберга вышел куда зубастее и одновременно куда добрее, чем фильм об ограблениях вообще имеет право быть. Еще один привет «электорату Трампа», как Максим написал выше: только в этот раз куда более оптимистичный.

Главное ведь не то, что герои решили ограбить автодром, а как они это делают; не то, что Клайд однорук, а Джимми хром, а как оно показано; не то, что у Крейга выбеленные волосы, а то, с какими интонациями он говорит. Это надо видеть и слышать. И, наконец, детали ограбления — это песня.

Содерберг снял новую версию «Друзей Оушена» (и сам про это пошутил в фильме — все правильно сделал), и сделал это опять так, что главное видное чувство — любовь к героям. И неважно, что тут герои все как один — соль земли, а большая часть еще и не блещет интеллектом; но все персонажи (за исключением одного-единственного) — милота как она есть, у всех есть, за что их любить.

Да, и еще тут лучшая шутка про «Игру престолов».

«Салют-7»

Ольга БеликПосле спорного «Время первых» к «Салюту-7» относились подозрительно: фильм на ту же космическую тему по реальным событиям — вроде бы вторично и неинтересно. Возможно, сработали эти заниженные ожидания, но «Салют-7» показал класс. Мы увидели отличное зрительское кино с крепким экшеном, накалом драмы, спецэффектами мирового уровня и грамотным балансом правды-неправды. Ок, допустим, космонавты в стыковочной кабине в жизни сидели в носках, да и пристыковались к станции с первого раза. И уж конечно не было кувалды в космосе и пролетающего мимо американского «такси"-шаттла. Зато точно фигурировала вязаная шапка, алкоголь-сигареты и паяние проводков в открытом космосе. В конце концов, перед нами — не документальная лента, а художественное произведение, в котором не обойтись без прикрас. Так что кувалда как кульминация вполне уместна, а дуэт Владимира Вдовиченкова и Павла Деревянко тянет на себе всю эту космическую махину. И да, мы уже писали в Песнях года — момент, когда на ожившей станции заиграла «Арлекино» Аллы Пугачевой стал одним из самых жутких в отечественном кино.

«Прочь!»

Николай Балашов

Уникальность данного фильма не только в том, что он, будучи снятым за небольшие деньги, порвал бокс-офис, а в том числе и из-за внимания престижных кинопремий и изданий, включивших его в разнообразные списки лучших фильмов года по всему миру. Шутка ли — когда подобный скромный хоррор вообще на что-либо претендовал в последний раз? А может весь этот хайп как раз из-за того, что это не хоррор, а сатира?

Тем не менее, если начинать анализировать картину и пытаться разложить ее по кирпичикам в надежде найти ответ на данный вопрос, то ее обаяние несколько поубавится. Какая точка зрения верна: о том, насколько тонко автор высмеял стереотипы о расизме, или же наоборот — как он жестко прошелся по тлеющим внутри американцев представлениям о разграничении между белыми и черными? Весь фокус в том, что копать глубоко не надо. «Прочь!» — штучный товар, которому хватает всего: и юмора, и драмы, и «страшилок», и уже упомянутых выше неудобных тем. Он держит зрителя в напряжении и с завидной регулярностью обманывает его ожидания, когда тот пытается разгадать — что же там все-таки происходит? Вся эта сборная солянка невероятно цепляет даже тех, кто фильмы подобного жанра не смотрит вообще — и это самое важное. Иногда, хрупкое ощущение чуда лучше оставить в покое, ведь это так здорово, что оно есть!

Анатолий Ющенко

На актуальную тему расовых предрассудков Голливуд высказывается ежегодно. Зачастую, впрочем, картины выходят как под копирку: здесь мы под драматические громыхания оркестра пустим скупую слезу, тут покажем горькие последствия сегрегации, к слезоточивому же финалу обязательно вскарабкаемся на табуретку со словами «у меня есть мечта». Режиссерский дебют комика Джордана Пила, самый смелый хоррор этого года, избегая клише, заявляет о проблемах сегодняшней Америки с поразительной легкомысленностью, при этом умудряется бить в самую точку. «Прочь» отбивает пощечины не условным белым супрематистам, а симпатичному леволиберальному истеблишменту, который «с удовольствием проголосовал бы за Обаму в третий раз». Кажется, в Голливуде еще никто не проговаривал вслух, что расизм давным-давно перестал зиждиться на одном лишь «языке ненависти». Обманчиво несерьезное «Прочь» вполне серьезно демонстрирует, как системный расизм приспособился к новому миру и стал в разы не только хитрее, но и симпатичнее. Расизм обаятелен, образован и мил собой. Он не скандирует «make America great again», но именно он, как Гамельнский крысолов, проникает в головы, манипулирует тобой изнутри, заботливо ведет под ручку к ближайшему избирательному участку, а потом c чувством собственного превосходства, толкает с обрыва в пропасть.

«Планета обезьян: Война»

Петр Зайцев

Новая трилогия во франшизе «Планета обезьян» — уникальное явление. Во-первых, это колоссальный технологический прорыв — никогда еще актерская игра с помощью захвата движений и мимики не была настолько реалистична и пугающе достоверна. Энди Серкис, сыгравший Цезаря, и его команда, оживившая остальных обезьян, совершили настоящий кинематографический подвиг, который профессиональное сообщество обязательно оценит и признает со временем. Серкис давно заслужил полноценный «Оскар», и он обязательно его ещё получит, пусть не за роль Цезаря сейчас, но по совокупности заслуг точно. Во-вторых, третий фильм цикла — это ни разу не типичный летний блокбастер, а настоящее авторское антимилитаристское кино с гигантским бюджетом и практически живыми обезьянами в кадре. Могли ли мы представить, что франшиза, берущая начало в шестидесятых и запомнившаяся разве что передовым на те времена гримом, выльется в технологически передовую военную драму уровня копполовского «Апокалипсиса сегодня»?

«Роковое искушение»

Юлия ДанилинаЯ стою на изначально выигрышной позиции — экранизацию с Иствудом смотрела, но она мне не нравится, и в целом считаю, что ее режиссер замахнулся на то, что совершенно не тянул. Вот София Коппола совершенно простыми приемами, вроде освещения, монтажа, цикад и отдаленных взрывов, создает ту атмосферу, ради которой Сигел швырялся лобовыми диалогами, прямолинейными ассоциациями, расстегнутыми кофточками и прочим примитивом. То есть, примитив — это там, а здесь простота, и простота правильная. Все сведено к базовым понятиям: есть мужчина, есть женщины, и на всех его никак не хватит. И если положение петуха в курятнике прекрасно устраивает петуха, то кур (о чувствах которых обычно никто и не спрашивает) — не особо.

Да, Коппола не меняется от фильма к фильму. Лента, вытаскиваемая из косы, ей всегда будет куда интереснее, чем насыщенный событиями сюжет и уйма диалогов. Да, она никогда не снимет ничего лучше своих первых фильмов. Но ей удается то, что удается мало кому, поэтому Ветка за режиссуру оправдана полностью. Единственное, за что немного хочется поругать — введение музыки ближе к концу. Без нее, только с цикадами и взрывами, было куда лучше, а так немножко банально получилось.

Анатолий ЮщенкоСофия Коппола, автор нежных суицидальных драм про одиночество в толпе, преподала в 2017 году наглядный урок, как следует делать ремейки классики. Вместо очередной покадровой реконструкции, коими Голливуд успел нас всех пресытить, режиссер поставила исключительно свое кино, узнаваемо «копполовское» с первого кадра. Сюжет романа и первого фильма за авторством Дональда Сигела вроде бы остался прежним, но ракурс, с которого автор наблюдает за персонажами, открывает абсолютно новую картину. Предыдущий фильм был по-своему высказыванием о природе рабства (сперва в него попадает плененный конфедератками северянин, ближе к финалу в похожем рабстве оказываются уже воспитанницы женской школы с их подавленной сексуальностью). В новой версии, избавившись от флэшбэков, которые говорили о героях чуть больше, чем зрителю требовалось бы знать, Коппола с присущей ей трепетностью приглушает цвета, путает карты (поди тут пойми, кто искушающий, а кто — искусившийся), рассказывает полушепотом историю тихой войны. Гражданская ей по понятным причинам не очень интересна — та война уже закончилась. Извечная же война полов, где заведомо нет ни победителей, ни проигравших, судя по всему, идет до сих пор, и конца ей не видно…

«Перестрелка»

Алексей КуртышевБен Уитли снял «Омерзительную восьмерку» на максималках. В хорошем смысле. Замкнутое пространство, звездный актерский состав, непрекращающийся экшен и диалоги, которые иногда бьют сильнее чем пули. Все сделано на невероятно высоком уровне и видно сколько души было вложено в проект. Получился такой идеальный пример экшн-фильма, который можно показывать, чтобы объяснить, что такое экшн и как сделать так, чтобы перестрелки в вашем фильме вызывали эмоции и переживание за персонажей (причем как хороших, так и плохих).

Ольга Белик

«Перестрелку» можно назвать камерным кино: в конце концов, все действие происходит в одном замкнутом помещении. Просто это камерное, но при этом ужасно матерное, кровавое и смешное кино. Вот так вот режиссеру Бену Уитли удалось совместить почти несовместимое. У Арми Хаммера бородища. У Киллиана Мерфи — жуткий ирландский акцент. У Шарлто Копли, соответственно — вообще какой-то суржик. Сэм Райли и Джек Рейнор виртуозно изображают дебилов. Бри Ларсон играет железную леди. И все эти люди полтора часа беспрестанно палят друг в друга — разборки такие разборки. Учиться и учиться тому, как можно растянуть перестрелку на полноценную комедию.


«Затерянный город Z»

Ольга Володина

Джеймс Грэй раз за разом снимает современную американскую классику — начиная с «Маленькой Одессы» и до нынешнего фильма. Он берет не самые трендовые темы и подает их так, что любящий попкорновое кино зритель на его фильмы просто не пойдет; его куда больше интересуют, так сказать, приключения духа, чем приключения тела. В биографическом фильме о полковнике Фоссете, одержимом поиском затерянного города в джунглях Амазонки, он наконец соединил и то, и другое — это, кажется, самое развлекательное из всех полотен Грэя; ну, настолько же, насколько «Агирре» был развлекательным фильмом.

Джеймс Грэй никогда не будет Джеймсом Ганном; там, где второй манипулирует зрителем и рисует крупными простыми мазками, Грэй создает тонкую, невидимую, паутинную картину из света, звуков, тончайшей актерской игры и совершенно незаметной на первый взгляд постановки. У Грэя Паттерсон выдает лучшую роль в карьере (да простят меня Мишо и братья Сэфди); у Грэя Чари Ханнэм — отличный, тонкий британский актер, пусть и с репутацией гопника (что, в принципе, мало соответствует реальности) играет так, что сердце рвется очень постепенно, но в конце — на первой из концовок, с паровозом, — разбивается вдребезги.

Максим Девяткин

Почему экранизация жизни исследователя Перси Фоссета провалилась вполне понятно. Режиссёр Джеймс Грэй попросту заблудился в своём собственном детище, не желая выходить из притягательного мира Амазонии. За два с половиной часа мы видим набор сцен: географическое общество-джунгли-семья, всё это по нескольку раз, а разницы — никакой. Под конец три-четыре концовки фильма, снятых будто в отрыве от всего предыдущего повествования. Следить за этим непросто, хотя нельзя не признать, что атмосфера джунглей передана как нельзя лучше.

Вторым фактором провала оказался (не бейте меня) Чарли Ханнем. Он брутальный парень, он отлично подошёл на роль короля Артура у Ричи, но здесь его игра попросту чудовищна. Пучить глаза — не значит быть военным, громко кричать — не значит говорить, как член географического общества. Чарли разочаровал очень в этом году. Безумно люблю «Сынов анархии», но что-то не так с ним сейчас.

«Валериан и город тысячи планет»

Максим Девяткин

Кроме визуальной составляющей в «Валериане» хвалить попросту нечего. Люк Бессон сделал стерильное кино, протянув зрителю пустышку в яркой обёртке. Да, мир новый и необычный, но нельзя же попросту взять старый комикс, напихать его отсылками к классике фантастического кино, вывести на сцену ДеХаана и Делевинь и сказать «камера, мотор!», тем более, если это проект всей жизни, за который так радел Бессон. А он перестраховался, решив сделать добренькое кино, подумав, что наличие яркой картинки заменит хорошую историю.

Как результат, в крайне ярких декорациях мира Валериана и Лорелин, главным героям просто сочувствуешь в зале, потому что их история скучна и банальна. Кстати, к Делевинь и ДеХаану претензий нет никаких, они честно стараются и какая-никакая химия у них вышла, иначе я бы вообще уснул на месте. И это тот случай, когда пытаешься выискать плюсы, но не за что зацепиться — всё вылизано и антибактериально настолько, что и ругаться нет смысла. Вакуумная попытка снять «миру мир» в космосе.

Николай Балашов

Люк Бессон не то чтобы безгрешный режиссёр, но когда он даёт волю своей фантазии — это означает практически гарантированное удовольствие. Все мы любим его «Пятый элемент», в котором красота футуристического мира сочеталась с отличным юмором и некоторой абсурдностью происходящего. Абсолютный лидер в подобном сегменте фильмов — «Звёздные войны» — всегда пытался быть чуть серьёзнее и пафоснее, а вот в «Элементе» все было попроще и повеселее. Почему я так подробно говорю о фильме с Брюсом Уиллисом? Да потому, что «Валериан» — точно такой же! Обаятельный хулиган от мира кино, которого никто не ждал, а он пришёл в кинотеатры, в которых ещё недавно крутили другую космооперу, «Стражи галактики», и с едкой ухмылкой появился на экранах. Вот он я, встречайте!

Да, он похож на всё разом — начиная от всех упомянутых выше фильмов и заканчивая несравненным «Аватаром» (одно вступление на пляже планеты Мюл, с её чудными жителями, сразу вам напомнит о творении Кэмерона). Но, во-первых, литературная основа фильма — комикс из 60-х годов — появилась раньше всего остального вместе взятого. А во-вторых, в том то и прелесть, что ничего более красивого и по-хорошему наглого мы не видели в кино как раз со времён этого самого «Аватара». Да, возможно сценарий местами провисает и становится предсказуем (например, как с вычислением главного злодея), но он с лихвой компенсирует это калейдоскопом удивительных персонажей и безумно прекрасными локациями, по которым проводит зрителя волшебник Бессон. За что ему огромное спасибо!

И снова повторюсь: Кара Делевинь — богиня!


«Матильда»

Ольга Белик

Давайте отринем Поклонскую и историчность: без первой фильм посмотрело бы полторы калеки, на вторую никто и не рассчитывал. В целом, сомневаюсь, что Алексей Учитель изначально ставил целью показать всю правду об отношениях царя и балерины. Но вот то, что он планировал снять плохое дешевое кино — сюрприз. Нет, декорации здесь как надо — каждый кадр лучится вложенными деньгами. Люстры сияют, бархат кулис колосится, светодиоды прокрались в начало XX века — инвесторы могут спать спокойно. Дешевые здесь сюжет и персонажи, и сам сценарий, а отсюда — и актерские работы (хорошие артисты старались, как могли, но спасти это было невозможно). По сюжету строптивая балерина случайно показала грудь во время выступления, и наследник престола сразу же бежит к ней в гримерку. Он предлагает секс, но балерина ломается и угрожает, что будущий царь будет почему-то любить ее без памяти. Далее мы видим, как наследник и балерина беспрестанно занимаются сексом и клянутся друг другу в любви, но как, когда, за что — решительно непонятно. Между ними мечутся полоумный от страсти граф Воронцов, ревнивая невеста наследника и распутинского типа немецкий врач-экспериментатор, предтеча Геббельса. Даже американцы в свое время не могли снять про Россию клюквеннее, чем это удалось нашему Учителю. Картонные персонажи, безумные действия, смехотворные мотивы, чудовищные диалоги — ну, как же так, на дворе же не 90-е, Алексей Ефимович.

«Защитники»

Татьяна КисляковаМне кажется, что повсеместно встречающееся на просторах интернета написание названия этого фильма как «ЗаSHITники» уже говорит само за себя. «Наш ответ Голливуду» в очередной раз получился невнятным, непродуманным, непроработанным — в общем, все то, за что мы хвалим иностранные картины о супергероях, только с приставкой «не». Тут вам и штампы, и клюква, и сюжетные нестыковки, и пустые персонажи. Если за что и можно похвалить фильм, так это за возможность от души посмеяться над всем вышеперечисленным. Но это такой смех сквозь слезы, потому что надежда увидеть эффектный фэнтезийный отечественный проект с каждым разом все слабее и слабее (хотя я тот еще оптимист).

«Кредо убийцы»

Петр Зайцев

Одна из самых ожидаемых экранизаций видеоигр за всю историю оказалась чудовищным разочарованием и оглушительным провалом. Как говорится, никогда такого не было, и вот опять. Пора уже просто запретить экранизации культовых игровых франшиз, потому как дело это неблагодарное и практически всегда обреченное на неудачу. И, как показывает пример «Креда убийцы», плотное участие студии разработчика игры совершенно не идёт проекту на пользу. Все-таки кино и видеоигры — это разные направления в искусстве и энтертейнменте, и совместить их в грамотной пропорции — задача практически непосильная. Либо обвинят в незнании и невнимании к первоисточнику, либо получится очень посредственное кино. Единственная сильная сторона «Кредо» — визуальное решение. Но для хорошего кино этого не просто мало, а ничтожно мало. С сюжетом же вышел полный швах, и без слёз это всё смотреть решительно невозможно. Увы.

«Красавица и Чудовище»

Ольга Володина

В принципе, ничего плохого не в том, что Disney хочет заработать на ностальгии зрителей. Более того, предыдущие ремейки анимационной классики выходили интересно — что «Золушка» Браны, что «Книга джунглей» Фавро соблюли нужный баланс волшебства и реализма, когда в происходящую на экране сказку веришь.

Вот тут-то с ежиком и вышел прокол: мир «Красавицы и чудовища» оказался настолько четко приписан к реальным историческим событиям, что сказка стала сомнительной. История, в которой накануне Французской революции главная героиня выходит замуж за дворянина, не может закончиться хэппи-эндом — с аналогичным финтом красиво справилась только сказка для старшего школьного возраста «Братство волков», но вот ориентированная на детей история — увы. Более того, нарочито одномерные мультипликационные персонажи во плоти стали не такими милыми, а прямо неприятными — да, Гастон, я говорю о тебе; то, что изображает на экране МакГрегор, вообще сложно объяснить.

Не то чтобы не стоило делать ремейки; если есть что сказать — всегда стоит. Только вот Биллу Кондону сказать было нечего.

За Disney можно не беспокоиться — свой миллиард они получили; за нас тоже — у нас всегда будет мультик. А фильм — чем быстрее мы его забудем, тем лучше.

«Живое»

Николай Балашов

Не то чтобы фильм «Живое» категорически не удался и из-за этого попал в категорию худших картин года. Дело скорее в том, что он до безобразия вторичен. Настолько, что совершенно непонятно — как за такой сценарий вообще могли взяться в Голливуде и, к тому же, привлечь к нему популярнейших актеров? Абсолютно все в этой картине кричит о том, что кому-то очень хотелось снять очередного «Чужого», ну и еще немного «Нечто». Добавим сюда повороты сюжета, которые мы так любим, из разряда «если персонаж может совершить глупость — он ее обязательно совершит». Ну и мое любимое: зачем брать хорошего актера Рейнольдса на такую маленькую роль — совершенно непонятно.

Есть, конечно, и хорошее: качественные съемки, достойная роль Джейка Джилленхола, да и концовка все же порадовала какой никакой, а оригинальностью. Но этого мало, увы. Одним словом — категория Б, как она есть, только вот почему-то с большим бюджетом. Ей Богу, лучше бы снимали то же самое, но за три копейки и тогда возможно получился бы качественный трэш или близко к нему. А так мы приходим к простому выводу: выйди этот сай-фай в восьмидесятых — сейчас был бы культовым. А в наше время бывают и поинтереснее сюжеты. В том числе про отважных космонавтов.

«Лига Справедливости»

Алексей КуртышевФильм, который должен был стать символом возрождения надежды, превратился в монстра Франкенштейна, где немножко от Зака, прилично от Уидона, да сдобрено все это мыслями студии, которые хотят свою вселенную, но видимо не хотят хороших фильмов. Получилось в итоге «ни нашим, ни вашим»: те, кто был в восторге от «BvS» не получили и части того, что было обещано тоном прошлых фильмов, а пришедшие на обычный осенний блокбастер получили отвратительную картинку, музыку из рандомного супергеройского фильма, и актерскую игру под стать всему качеству картины. Не то чтобы раньше это были работы, стоившие «Оскара», но они испортили даже Эми Адамс (как?). У них был Генри Кавилл, прекрасный в роли Супермена за два фильма до этого. А теперь только удаленные усы как показатель пересъемок и наплевательского отношения студии к своим зрителям.